Астрахань Суббота, 20 апреля
Общество, 19.12.2018 14:52

Иностранному агенту очень понравилась Астрахань

В конце прошлой недели в Астраханском государственном университете прошла Международная научно-практическая конференция «Права и свободы человека: проблемы и защиты на международном и национальном уровне».

Свой доклад о проблемах защиты прав детей, не имеющих гражданство Российской Федерации, в ходе конференции озвучил эксперт Центра миграционных исследований Дмитрий Михайлов. Поскольку Астрахань имеет слегка навязший в зубах статус многонационального города, «Блокнот» не мог упустить возможности пообщаться с Дмитрием Александровичем. И, знаете, мы узнали много нового, о чем спешим рассказать читателям.

- Дмитрий, расскажите, чем занимается ваш Центр?

- Я представляю несколько организаций, одна из которых называется Центр «Миграция и закон» - это информационно-правовой центр, который занимается защитой прав иностранных граждан, приезжающих в Россию. Мы уделяем внимание наиболее уязвленной категории граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию на территории нашей страны – оказываем информационно-юридическую поддержку, в том числе в сложных ситуациях, возникающих с работодателями, государственными органами, властными структурами. А на Международной конференции я представлял «Центр миграционных исследований» - это региональная общественная организация, которая занимается исследованиями в области миграции. То есть это такая научная организация, в состав которой входят хорошие специалисты в области миграции, которые занимают должности в РАН, в ведущих исследовательских центрах, и они объединили свои усилия, проводят социологические исследования и выявляют потребности, проблемы и необходимые изменения при общении и опросе мигрантов.

- Раз есть Центр, значит есть проблемы. С чем сталкиваются в нашей стране мигранты?

- Ключевая проблема иностранных граждан – это несоблюдение их прав и отсутствие информационно-правовых кампаний по информированию мигрантов основами российского законодательства. Несмотря на то, что каждый гражданин, который законно пребывает в РФ по тем или иным основаниям, не временно, а более 90 дней, получает патент на работу, разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство, он обязан сдать экзамен на знание русского языка, основы законодательства и историю России. Но никто из них, на самом деле, законы не знает, в том числе и миграционное право. Оно в России очень сложное, не кодифицировано, очень сильно разбросано. Эксперты называют цифру в районе 400 нормативных правовых актов.

В итоге отсутствие знаний и несоблюдение со стороны органов власти прав иностранных граждан в совокупности порождают существенное ограничение иностранцев к предусмотренным российским и международным законодательством гарантиям в области соблюдения прав человека. 

- Предположим в наш регион приехал мигрант, его как-то обидели, уязвили. Как ему обратиться в ваш Центр?

- Региональных представительств в Центре «Миграция и закон» нет. Раньше у нас были пять круглосуточных телефонов «горячей линии», на которые иностранный гражданин мог в любой момент позвонить. Юристы у нас работали со знанием узбекского, таджикского, киргизского языков, Украина и Молдова разговаривают по-русски. То есть мы охватили самые большие миграционные потоки из стран-доноров и всегда находили общий язык с мигрантом, несмотря на то, что иностранный гражданин мог не знать русский язык. Сейчас «горячая линия» прекратила свою деятельность из-за отсутствия финансирования. Нас финансировали международные организации. Российская Федерация нас финансирует неохотно. В итоге Центр «Миграция и закон» был признан иностранным агентом, не только из-за международного финансирования, но и из-за постоянных публикаций в средствах массовых информаций наших статей и мнений касательно миграционной политики, которые Министерством юстиции оценили как влияние на общественное мнение. Естественно никаких целей влияния на общественные мнения у нас не было, мы просто честно выполняли свою работу. Признание Центра иностранным агентом существенно усложнило нам жизнь.

- Вы перечислили языки, на которых разговаривали операторы «горячей линии». Получается с этих стран чаще всего приезжают к нам?

- Безусловно. Основные страны-доноры - это Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Молдова.

- Именно эти иностранные государства помогают финансированием?

- Нет, как ни странно, именно эти государства вообще не помогают. У них, видимо, нет возможности. Помогают страны ЕС. Европейская комиссия, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Швейцарская конфедерация выделяла большие гранты, посольство Франции. В Швейцарии очень много фондов, которые оказывают поддержку.

- Несмотря на финансовые сложности, работу вы свою планируете продолжать?

- Работа ведется, но не такая активная. По сути у нас для иностранного гражданина, пребывающего в России, инструменты правовой защиты очень закрыты, потому что общественных организаций, которые работают с мигрантами по оказанию правовой помощи, фактически нет. Есть единичные представительства. И это порождает одну страшную тенденцию. Вот смотрите: мигрант остается один на один со своими проблемами. И в этот момент не дремлют люди, которые вовлекают их в радикально-идеологизированные группировки, оказывают им поддержку, материальную, административную помощь. Иностранный гражданин встает на ноги, понимает, что это его друзья, близкие. За то время, пока они живут в одном помещении, квартире происходит очень высококвалифицированная работа с человеком, и рано или поздно, если он психологически не совсем окреп или работа была проведена столь профессионально, он может принять сторону радикально-идеологизированной группировки.

- Давайте немного поговорим о вашем докладе на Конференции. Какие проблемы у детей мигрантов?

- Смотрите, как все странно. Каждый иностранный гражданин по истечении 7 рабочих дней должен встать на учет, сделать временную регистрацию. Когда приезжает семья, они имеют право пробыть 90 дней в течение полугода. То есть на 3 месяца делают регистрацию, потом на три месяца должны уехать, если срок временного пребывания не был продлен. Если родители получили разрешение на временное проживание или патент на работу, на этом основании миграционные службы продлевают миграционный учет. Но на основании патента, полученного родителями детям продлить регистрацию не могут. И через 3 месяца ребенок остается в России на нелегальной основе. Нет законных инструментов продлить регистрацию ребенку. Дети становятся вне закона.

Абсолютно неурегулированная проблема, но тем менее. В государственных органах говорят - да, это пробел в законодательстве, но в конце прошлого года был издан новый административный регламент МВД по вопросу продления и постановки на миграционный учет иностранных граждан. И там тоже не нашла отражения проблема продления миграционного учета –детям не имеющих гражданства Российской Федерации. Мы сейчас не говорим про детей из стран Евразийского экономического союза. Им продлевают регистрацию на основании договора ЕАЭС. С такой проблемой также не сталкиваются дети высококвалифицированных специалистов. Дети граждан Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Украины не имеют возможности продления миграционного учета на основании законного пребывания своих родителей в России. Это порождает нерегулируемый статус пребывания детей, дополнительные риски, связанные с легализацией. То есть ребенок три месяца пробыл, его родители везут на границу, чтобы обновить миграционную карту, чтоб его инспектор заново поставил на учет. Если более-менее взрослого ребенка можно возить каждые три месяца на границу, то для совсем маленького - это существенные дополнительные риски для здоровья, финансовые потери. И когда дети находятся в России без документов, дающих право законно пребывать в стране, они сталкиваются с проблемами зачисления в дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также сталкиваются с проблемами оказания бесплатной медицинской помощи. Ряд международных договоров подразумевает бесплатное обучение детей иностранных граждан, российское законодательство говорит о том же, но тем не менее мы сталкиваемся с отказами администрации и директоров школ от зачисления таких детей. Они ссылаются на приказ Министерства образования и науки № 32, где сказано, что родители при зачисления ребенка в общеобразовательные учреждения должны дополнительно предъявить регистрацию на ребенка. Директора говорят, что это обязательно. Верховный суд сказал, что это дополнительно, но ограничения существуют и детей не принимают в школы.

Еще одна проблема, уже общая для мигрантов – отсутствие реально работающих инструментов постановки на миграционный учет. На миграционный учет могут поставить собственники жилых помещений и работодатель, если человек проживает у него на объекте. Собственники помещений, которые арендуют иностранцы, отказываются, боясь притязаний на свое право собственности или дополнительных затрат на коммунальные услуги. А работодатель отказывает, потому что не хочет легализовывать, давать социальные гарантии, брать дополнительное налоговое бремя. По сути ничего не остается, как идти к посреднику, который делает в лучшем случае официальную регистрацию, но не по адресу проживания, что уже является основанием для привлечение к административной ответственности и выдворению за пределы России. В худшем случае даже не заносят в базу. То есть, даже если мигрант хочет легализоваться, готов заплатить деньги, то у него нет возможности, в России отсутствуют такие правовые механизмы. Большинство выдворений происходят из-за того замкнутого круга.

- Для большинства людей эта проблема далека, почему вы решили этим заняться?

- Это случайно произошло. Я корпоративный юрист, оказываю поддержку бизнесу. Но в какой-то момент судьба мне подарила возможность оказывать такую помощь. Я понял, что специалистов в этой области не так много. Людей, которые готовы открыть себя, чтобы оказать поддержку, тоже мало. Еще меньше готовых помогать иностранным гражданам. А я сам из Узбекистана родом, несмотря на то, что мои родители этнические русские, у них были большие проблемы с получением гражданства. Несмотря на то, что владели русским языком, сами себя обеспечивали, мы получали гражданство через 7 лет! Вот все это в совокупности и привело меня к такой деятельности.

- Немного не по теме вопрос. Дмитрий, вы впервые в Астрахани? Как вам город?

- В Астрахани я в первый раз, потрясающий город. Был в музее Боевой славы, там проходит выставка астраханского отделения Красного Креста. Хороший город, мне очень нравится. Очень понравился ритм, нет никакой спешки. Меня пугали, мол, дороги плохие и так далее. Ну а где нет грязные дорог и старых домов? Ничего удивительного в Астрахани не увидел.

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

0
0