Астрахань Пятница, 17 мая

Исторические здания и повседневный быт: уникальная книга об Астрахани увидела свет

Новая книга об истории Астрахани вышла в свет. Об этом рассказали в администрации города. 

Мы не раз говорили о том, что история нашего региона многогранна и не исследована до конца. В книге "Астрахань. Традиции мастеров" представлен новый взгляд на прошлое и настоящее южного форпоста России. Речь пойдет о традициях людей, чьими руками был создан облик города в разные эпохи. 

Автор произведения - кандидат исторических наук Радмила Таркова. На 372 страницах она рассказала о мастерах, которые стали известны за пределами маленькой Астрахани. Автор поделилась секретами ремесел, а также бытом жителей, чем они занимались каждый день и чем увлекались. В книге собраны редкие иллюстрации, которых, к слову, более 620, и документы, а также рассказы об архитекторах, которые приложили руку к историческому облику города. Многие из зданий сохранились по сей день, но все же облик меняется. Помимо Радмилы Тарковой над материалом работали фотографы, краеведы и коллекционеры. 

Пока материал готовился, команда собирала и дополнительную информацию о разных сферах жизни людей. Так, к моменту, когда книга ушла в печать, на руках коллектива были различные документы, фото и воспоминания очевидцев. Но было решено сделать отдельный материал, который расскажет об астраханских фонтанах, мостах, парках и скверах, да и в целом про историю коммунального хозяйства. 

И сейчас коллектив обращается с просьбой к астраханцам - если у вас есть кадры с фонтанами, скверами и парками, мостами, аллеями, дорогами, которые быть может и не сохранились до наших дней, и вы готовы предоставить их редакции книги - отправьте фото на электронную почту traditsiimasterov@yandex.ru. На все вопросы вам готовы ответить по номеру: 8 (8512) 48-72-70. 

Но помимо исторических сведений, в книге представлены интервью и комментарии с участниками, очевидцами тех событий. Так, в приложении к изданию "Астрахань. Традиции мастеров" есть беседа с Борисом Максимовичем Медведевым. Именно он является одним из создателей фонтана "Юбилейный", который был на площади Ленина с 1977 года, его руки причастны и к триумфальной арке на проспекте губернатора Гужвина, мемориальной доске С.М. Кирову на здании администрации Астраханской области, а также к памятной стеле М. Максаковой, которая долгое время украшала площадь у Астраханской государственной филармонии. Эту беседу мы ходим представить и вам.

Фонтан "Юбилейный" как символ советского прошлого

С 1977 по 2006 год главным украшением площади Ленина был большой фонтан с круглой чашей. Он появился к 60-летию Октябрьской революции, отчего и получил название «Юбилейный». Автором монументально-декоративного решения фонтана стал выпускник МВХПУ (Строгановское), член Союза художников СССР Борис Медведев. Его произведения хранятся в Астраханской картинной галерее имени Догадина, Государственной Третьяковской галерее, Сочинском художественном музее, частных коллекциях в России,  Польше, Франции, Финляндии, США. Он является Кавалером почетного знака «За заслуги в развитии дизайна», награждён медалями и дипломами Союза художников России, Союза дизайнеров России, дипломом РАХ. Как оказалось,  в архивах не сохранилось подробностей появления фонтана, который являлся одним из главных героев открыток об Астрахани в 80-х годах прошлого века. Борис Максимович сейчас проживает и работает в городе Сочи. В интервью он вспомнил, как и кем создавался фонтан «Юбилейный».

- Борис Максимович, кто был автором фонтана и что он символизирует?

Задание исходило от городских властей. Главным архитектором города был Александр Иванович Федорченко. Строительство фонтана было приурочено к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Идея была такая: в центре водяной столб, а на нём парит кольцо с шестью скульптурными барельефами ( всё таки юбилей, 60 лет), символизирующими основные отрасли народного хозяйства Астрахани. Между ними гладкие и рифлёные вставки из латуни, в центре, по окружности идёт орнаментальный пояс с изображением звёзд и юбилейной даты 1917 – 1977 . Темы рельефов-«судостроение», «рыбное хозяйство», «наука», «сельское хозяйство», «лёгкая промышленность», «культура».

- Сколько времени ушло от задумки, от идеи до открытия фонтана и как проходили работы?

Не меньше трех месяцев. Работа по изготовлению рельефов проводилась в мастерской, затем они по месту монтировались. Кольцо фонтана изнутри облицевали медью, чтобы из окон домов, которые на площади Ленина, не было видно технических конструкций сооружения.

- А почему выбрали медь?

Листовая медь послушный материал, хорошо поддающийся обработке и с ней я мог управиться своими силами и со своим оборудованием в творческой мастерской. Представьте, если всё это лить из бронзы, то это тяжесть какая, неимоверная стоимость и нереальные сроки. К тому же в Астрахани не было литейных мастерских, которые могли бы выполнить такие работы с хорошим качеством. Поэтому пришли к такому решению: все сделать вручную из листовой меди. Из инструментов – молотки, ножницы, сварка. Центральный пояс и рельефы были из темной тонированной меди, а межу ними золотистая латунь, это потом кто-то решил натуральный материал покрасить бронзовой краской.

- А как работали? Авралы случались?

Нет, но выкладывались, конечно, плотно работали. Ночь, как правило, не захватывали, в отличие, например, от времени, когда в восьмидесятых трудились над мемориальной доской Сергею Мироновичу Кирову. Она сейчас размещена на здании резиденции губернатора, на углу улицы Советская, 15. Вот там пришлось за неделю все делать – круглосуточно сидели на заводе, четыре раза делали отливки. С фонтаном же времени было больше, но для меня это была, конечно, очень серьезная работа. Я ведь тогда четыре года как только из Москвы приехал, закончил Строгановку (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Был молодой, 29 лет всего и тут такая ответственность. И были не столько авралы, сколько неожиданности. Например, когда кольцо фонтана было установлено выяснилось, что у него перепад высот – с разных сторон сантиметров десять и установлено под наклоном. Вот и пришлось «уводить» эту визуальную разницу. 

- Перебои с материалом случались? Не было опасений, что фонтан перейдет в разряд долгостроев?

Нет. Весь процесс контролировался комиссией, а курировал стройку Решетников – председатель горисполкома,  Он содействовал во всем. Если надо было на завод обратиться, материал достать или сварку, то он эти вопросы решал. Согласовывалось и с Художественным советом и с Александром Ивановичем Федорченко. Медь – нам любезно предоставили реставрационные мастерские. В это время как раз шли работы в Кремле и с нами поделились материалом.

- Как считаете: почему именно к Вам обратились, чтобы сделать этот проект?

Я заканчивал в Строгановке художественную обработку металла. У нас скульпторы были, и Сафронов, и Спиридонов, и Авдеева, они в основном рубили камень, а я работал с металлом так что, скорее всего, поэтому. И потом я уже успел поучаствовать и на выставках, и на всероссийских, и на всесоюзных.

- На ваш взгляд, насколько удачно выбрали место под строительство фонтана?

Место это выбирали профессионалы-архитекторы. Раньше там располагалась большая клумба. И с улицы Желябова (сейчас Адмиралтейская) открывался вид на всю площадь Ленина. Я считаю, что по месту фонтан правильно был расположен.

- Фонтан Вам, как автору, нравился?

Когда сделаешь работу, сдашь и думаешь – сделал что мог, а потом время проходит – вот здесь надо было вот так сделать, а вот здесь по-другому. Но всегда остается запас хода на развитие. То есть у меня нет такого, что я сделал что-то и говорю – ВСЁ, это гениально!

- И какой же «запас хода» был в «Юбилейном»?

Можно было сделать поактивнее, пообъемнее рельеф. А вообще, говорить об этом сейчас, когда фонтана уже нет, довольно грустно. Я же все-таки автор. А еще у меня была стела Максаковой на Площади искусств, около филармонии. Но сейчас ее тоже нет.

- А почему Вы в своем творчестве отдали предпочтение металлу?

Я семь лет живописи учился. В художественной школе, напротив Третьяковской галереи была, в свое время, в Лаврушинском переулке, а потом поступил в институт на металл. У нас была очень крепкая школа, и нас всего 24 человека выпуска из художественной школы поступало. Кто на монументальную живопись, кто на промышленную графику, кто на интерьер. Я собирался сначала идти на живопись, потом на промышленную графику, потом посмотрел, что наших ребят там много и мы, по сути дела, будем друг друга топить. И я подал заявление на металл, еще понятия не имел, что там я буду делать, а потом влюбился в него и 40 лет работал с металлом: литье, ковка, решетки, медали и так далее.

- У Вас, насколько известно, дипломная работа была связана как раз таки с медалями?

Да. Делал комплект медалей «500 лет со дня рождения Коперника», и прямо сразу, я еще даже защиту « отметить» не успел, его забрала Академия Наук. И этот комплект Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш подарил президенту Польской Академии наук В. Тщебятовскому на праздновании юбилея Коперника.

- Ваши работы выставлены и в Третьяковской галерее, и в Сочинском художественном музее, у нас в Астрахани в картинной галерее. А какие еще работы кроме «Юбилейного» фонтана связывают Вас с нашим городом?

Последние значимые работы, это барельефы на Триумфальной арке к 300-летию Астраханской губернии. Там шесть барельефов. Здесь я тоже в команде работал, но как скульптор выступал один. К сожалению, ушел из жизни Слава Бурлаков –  он монументалист-живописец, а скульптором был я. На арке барельефы Александр II, Петр I, Иван Грозный, связанные с астраханской тематикой. Непросто далась эта работа. Изначально задумывалось ручками лепить и ручками же переводить в твердый материал, но сейчас же век технологий. Мы все прорисовали, а машина рубила гранит и, понятное дело не всё получилось как задумывалось, пришлось всё же кое где вручную несколько дней «грызть» гранит, править.

- Сейчас что-то для Астрахани создаете?

Сейчас я делаю серию портретов в Астраханский государственный университет, портреты ректоров, почетных профессоров.

- То есть Астрахань не отпускает?

Да, я часто здесь бываю. Так что Астрахань это не только мое прошлое. Это и настоящее, а, возможно, и будущее. И спасибо, что вспомнили про фонтан.

Дарья Сызранова

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

история Астраханиархитектура Астраханиновая книга об Астрахани
0
0