Две сотни астраханских семей просят о помощи
Читайте также:
- Астраханец выиграл два миллиона, но за деньгами не торопится (25.04.2020 15:04)
- В Астрахани на пожаре пострадала женщина (25.04.2020 14:13)
- Получить разовый пропуск в Астрахани станет сложнее (25.04.2020 11:20)
Усаживайся поудобнее, дорогой читатель, сейчас ты погрузишься в очень запутанную историю. Пресловутый Булгаковский квартирный вопрос испортил не только москвичей 20-го века, но и жизнь почти двух сотен астраханских семей. В нашу редакцию обратились обманутые дольщики 190-квартирного дома в ЖК «Таманский» (Автогородок) с просьбой придать огласке их просьбу о помощи. Но обо всем по порядку.
Начало всех бед
В 2014 году застройщик ООО «Волго-Каспийкий Рыбокомбинат» (ВКРК) выкупил участок в районе переулка Таманский и запланировал построить там шесть домов. Но что-то пошло не так. Итог — один дом был построен на 80-90% (дольщики купили почти все квартиры), а в другом (около двадцати дольщиков) — заложен фундамент на три подъезда из пяти. И на этом всё, стройка замерла на два года. Директор ВКРК А. Н. Шульга объяснял это нехваткой денежных средств, якобы не вытянул кредит, взятый на покупку участка и строительство, сказался кризис и тому подобное. Дольщики начали вникать в суть проблемы, и всплыли неприятные моменты, когда директор компании полученные от дольщиков деньги (за оставшиеся не проданные квартиры или погашение рассрочек за эти квартиры) брал в наличной форме и не переводил эти деньги на счета компании или снимал со счета и тратил в неизвестном направлении. Так, в октябре-ноябре 2018 года было поступление средств в размере 685 000 рублей от одного из дольщиков в счет погашения оплаты рассрочки за квартиру. Дольщики об этом узнали случайно, Шульга же все это время продолжал рассказывать им, что денег нет. Когда о поступлении денег стало известно, директору ООО «ВКРК» был задан конкретный вопрос: «Где деньги?», но ответа не последовало. И это не единичный случай. Вот как процесс общения с застройщиком описывают обманутые дольщики: «Он внезапно забывает всю информацию и просит перезвонить вечером. Вечером он на телефонные звонки не отвечает, и так по кругу».
Никаких значимых действий, направленных на строительство дома за счет поступавших сумм, не производилось. Вывод напрашивается сам собой — изначально имело место не целевое использование средств, полученных от продажи квартир. Кроме этого, дольщики пообщались с подрядчиками, которые на тот момент уже выполняли какие-то работы в доме, и выяснилось, что застройщик задолжал крупную сумму нескольким из них.
Дальше — больше. Господин Шульга умудрился собрать с людей еще 600 тысяч. Когда еще была вероятность сдать дом летом 2017 года, застройщик обратился к дольщикам с просьбой сдать дополнительную сумму в размере 20 тысяч рублей, и некоторые дольщики на эту просьбу откликнулись. На какое-то время строительство зашевелилось, к дому подвели трубы отопления. Займы, к слову, должны были вернуть до конца 2017-го года, но этого не произошло. А ведь часть квартир были проданы с отделкой, у кого-то черновая, у кого-то чистовая, вплоть до установки люстр. Деньги, естественно, были взяты вперед, но их местонахождение никому не известно.
Спасение утопающих…
Поняв, что надежды на застройщика никакой нет, а отправлять свои деньги в черную дыру Шульге, уже нет никаких сил, дольщики решили действовать самостоятельно. По совету сотрудников стройнадзора, из-за обещаний передать имущество застройщика в счет строительства – дольщиками было принято решение создать Жилищно-Строительный кооператив (ЖСК), объединив дольщиков, добавить недостающую сумму и достроить дом самостоятельно. Но обещание о передаче имущества было выполнено частично. Из шести квартир, земельного участка и трех помещений, было передано только три квартиры, остальные были проданы представителями ООО «ВКРК», деньги с продажи ушли во все том же неизвестном направлении.
По всем этим моментам дольщики обращались в следственные органы, но никакого результат это не давало. Также никакой практической пользы не приносил и тесный контакт с представителями профильных ведомств из местной администрации. Должностные лица в службах постоянно менялись, кто-то из тех, кто обещал помочь, сейчас под стражей, кто-то отстранен. В 2019 году тогда еще врио губернатора Сергей Морозов обещал жильцам, что дом будет достроен в первом полугодии 2019 года. Но обещать, как мы прекрасно знаем, еще не значит жениться.
«Мы уже обращались и в администрацию, и к президенту писали (отписки, правда, приходят однотипные), и ходили непосредственно на прием к Жилкину, Морозову, все обещали помочь, давали распоряжения представителям администрации, стройнадзора, минстроя», — делятся обманутые дольщики. В августе 2019 года инициативная группа жильцов недостроенного дома получила ответ из регионального минстроя. Дольщикам просто-напросто было рекомендовано «рассмотреть поправки в федеральном законе» и «принять решение на собрании собственников». Перевод на понятный язык — это ваши проблемы, вам их и решать.
Дело рук самих утопающих
Конец 2019 года подарил дольщикам надежду. Им удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Председатель ЖСК Дусалиева Елена Ислямовна рассказала, на какой стадии находится строительство дома: «Наш дом должен был сдаться в конце 2016 года, но застройщик обязательства не выполнил. По всей вероятности, наши деньги ушли не по назначению. С 2017 по 2019 годы мы просили о помощи, писали в стройнадзор, минстрой. Нам посоветовали создать ЖСК и своими силами достроить этот дом. Но как только мы его создали, власти нам стали отвечать, что у вас есть ЖСК, давайте теперь сами как хотите, так и достраивайте. Три года ничего не двигалось, все наши обращения ни к чему не приводили. В сентябре 2019 года мы обратились в стройнадзор, чтобы они помогли нам подать иск в суд Советского района с целью признать дом объектом незавершенного строительства, чтобы наш ЖСК «Таманский» в лице дольщиков начал застройку дома. Суд прошел в декабре, а решение вступило в силу 17 января 2020 года. Огромная благодарность за помощь руководителю службы строительного надзора Сомову Ю.В. и начальнику инспекции государственного контроля и надзора в области долевого строительства Аль-Джахед Н.Н. В решении суда прописано, что порядка 130 квартир стали собственниками долей. Примерно 60 собственников не стали оформлять свои доли. Мы добились признания дома объектом незавершенного строительства и отсудили свои доли в этом доме еще до начала процедуры банкротства застройщика. При банкротстве застройщика все его долги перешли бы на плечи дольщиков. Мы это миновали. Единственные в регионе, а может быть и в России, кто сумел добиться такого решения суда».
Это была, пожалуй, первая хорошая новость за три года. Дольщикам удалось добиться беспрецедентного судебного решения. Помогала им в этом ООО «АЖСК» - фирма, которая занималась постройкой соседнего дома. «В феврале с помощью ООО «АЖСК» мы провели обследование дома, дефектовку, смету, которая вышла на 24 миллиона. Уже в марте мы нашли генподрядчика ООО "Капстрой Инжиниринг", с которым заключили договор. На сегодняшний момент собственники 106 квартир заключили договор, и начались работы. Несмотря на карантин, работы ведутся полным ходом. У генподрядчика есть пропуска», - продолжила председатель ЖСК.
Из необходимых 24 миллионов дольщикам удалось собрать около шести. Обжегшись ранее, инициативная группа сама контролирует весь процесс стройки от и до. В конце марта дольщики устроили субботник, подготовив дом к стройке.
Елена Ислямовна признается, что без помощи со стороны им было бы гораздо сложнее: «Фирма ООО «АЖСК», построившая соседний дом, очень сильно нам помогла в лице директора Кабикеева Аскара Николаевича. Нам помогли морально, материально, финансово и юридически. Нам пообещали разрешить технологическое присоединение к электросетям. Причем безвозмездно. Если бы не они, может, ничего бы и не сдвинулось с мертвой точки».
Сравните эту помощь с совсем свежим ответом регионального минстроя от 10 марта 2020 года: «В настоящее время в связи с отсутствием решения «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства Астраханской области» по вопросу включения данного объекта в единый реестр проблемных объектов, не предоставляется возможным направить в Ваш адрес какую-либо дополнительную информацию. Дополнительно сообщаем, что средств на завершение строительства жилых домов в бюджете Астраханской области не предусмотрено». Как говаривал один известный винодел: «Денег нет, но вы держитесь».
В связи с пандемией и карантином многие дольщики, которые хотели заключить договор и внести деньги, оказались в сложной ситуации без работы и средств существования. Поэтому сейчас с финансами у ЖСК очень тяжело. Из 24 миллионов собрали только 6, и строительство может в любой момент остановиться. При этом дольщики не требуют принести им на блюдечке всю оставшуюся сумму, они уже давно поняли, что на Бога власти надейся, а сам не оплошай: «Мы просим власти, чтобы они нам помогли хотя бы с благоустройством: это асфальтирование, озеленение и детская площадка. По смете это выходит примерно в 1,2 млн рублей. Нам нужна хоть какая-то помощь властей, чтобы закончить это строительство».
Мы будем держать руку на пульсе и рассказывать вам о дальнейшей судьбе обманутых дольщиков. Согласитесь, помочь достроить дом, который практически сдан, гораздо проще, чем разбираться с долгостроем, в котором даже фундамента нет. Прямо здесь и сейчас, начав с малого, можно осчастливить 190 астраханских семей, уставших ежемесячно оплачивать и ипотеку, и съемное жилье. Отвечать ежегодно, что денег в бюджете не предусмотрено это, конечно, беспроигрышный вариант, но, может, такой бюджет пора уже пересмотреть? У него, кажется, ус отклеился.
Эрик Ахмедьяров