Главный Дед Мороз Астраханской области рассказал о самом запоминающемся Новом годе, четырехугольной елке и главной Снегурочке своей жизни
Читайте также:
- Разговор без галстука: Ринат Аюпов рассказал о своей семье, о том, кем мечтал стать в детстве, и почему решил пойти в большую политику (13.01.2023 16:00)
- Астраханский Дед Мороз рассказал о самом необычном поздравлении, любви и показал, кто у него живет вместо оленей (07.01.2023 12:34)
- Григорий Галямов рассказал о том, как его чуть не убили, о жизни в колонии и своей жене, которая на 17 лет младше (21.11.2022 18:29)
- Астраханский депутат Валентина Чернякова откровенно рассказала о своей жизни (21.10.2022 19:15)
Почти все мы знаем, где проживает главный Дед Мороз страны - в Великом Устюге. Но где живет наш астраханский Дедушка Мороз, как он выглядит и чем занимается летом, когда сани временно можно поставить отдыхать, а мешок с подарками пустует. Почти полвека роль новогоднего волшебника выполнял народный артист России, актер астраханского ТЮЗа Сергей Борисович Мартемьянов. Он даже хотел поставить личный рекорд - 50 лет непрерывного исполнения данной роли, но вмешался ковид, и пришлось остановиться на отметке в 43 года. Долгие годы Сергей Мартемьянов считался главным Дедом Морозом Астраханской области. Участвовал в городских и губернаторских елках. Сегодня он расскажет «Блокноту Астрахань» и всем читателям о том, какая елка ему запомнилась больше всего, что выстроить хоровод вокруг елки - это целая наука и как он чуть не пострадал из-за своей бороды.
Из мечты о цирке к ведущему актеру
- Расскажите о своих родителях, кем они были, имели ли какое-то отношение к актерству?
Сергей Борисович Мартемьянов - Папа рассказывал, что по молодости участвовал в самодеятельности. Он работал водителем-дальнобойщиком. Когда он перестал ездить в рейсы, стал заведующим рембазы. Мама у меня - медицинская сестра.
Фирюзя Абдуллаевна (супруга) - Его папа получил Орден Трудовой Славы третьей степени. Он придумал автопоезд - машину и два прицепа. Был очень трудолюбивым человеком и это качество, наверное, на генетическом уровне передалось Сергею. Он любит все делать так, чтобы было супер. Никогда не было такого, чтобы Сергей что-то не доделал. А актерская работа - это очень тяжелый труд. Помимо основных способностей ты должен еще петь, танцевать, двигаться, фехтовать. Это несет большие нагрузки. Каждый спектакль и роль - это труд с чистого листа.
О супруге Сергея Борисовича хочется сказать отдельно. Есть такие люди, которые как несущие конструкции семьи, они всегда поддержат, никому из близких не дадут упасть духом и любой, даже тернистый путь готовы пройти вместе. Это все о Фирюзе Абдуллаевне. Она сама актриса театра, сыграла множество ролей. Для одной из них даже перевоплотилась в жительницу Африки. Именно супруга много лет исполняла роль Снегурочки. О том, как пара познакомилась, мы расскажем немного позже, а пока вернемся к становлению Сергея Борисовича как актера.
- О фехтовании вы сейчас сказали образно?
С. Б. - Вот уже 30 лет в колледже культуры и консерватории я преподаю фехтование, сценическое движение и мастерство. Фехтованием я увлекался по молодости, а в театре делал самостоятельные чисто пластические работы без слов. Руководство увидело их и предложило мне самостоятельно поставить спектакль как режиссеру. В нашем театре я выпустил 17 постановок - многое из детской классики: «Красная шапочка», «Конек-горбунок», «Малыш и Карлсон».
- Что интересней: преподавать или самому играть на сцене?
С. Б. - Да все интересно, особенно со студентами. От них получаешь подпитку, с ними постоянно учишься. То, как начинал преподавать раньше и сейчас - это небо и земля. Я постоянно выезжал на семинары, учился сценодвижению практически у всех известных профессоров, например, у Аркадия Немировского, Андрей Дразнина из Щукинского училища, и Андрея Ураева, школа-студия МХАТ.
- Сейчас многие ругают молодежь…
Ф. А. - Нет, ни в коем случае. Мы к молодежи всегда относились очень положительно. Конечно, во все времена будут плохие и хорошие люди. Сейчас молодежь более продвинута, но с ней всегда интересно. Я когда преподавала в гимназии № 3 в творческом коллективе «Сказочка», то получала огромное удовольствие от процесса. От молодежи и детей всегда идет положительный заряд. С ними работать всегда интересно.
- Вы в детстве были артистичным ребенком?
С. Б. - Когда я учился в школе, мне предложили сыграть в миниатюре. После выступления ко мне стали подходить и хвалить. Я к этому спокойно относился, на тот момент у меня был другой интерес. Мы жили рядом с цирком, и я болел им, собирался поступать в цирковое училище. За кулисами цирка работала моя тетя, поэтому я проводил в нем много времени, был знаком со многими цирковыми артистами. Приезжая на гастроли, они жили неподалеку в частном секторе. Тогда же увидел знаменитого Карандаша - Михаила Николаевича Румянцева. Он был очень жестким дедушкой. Помню, он шел со своей Кляксой, а одна девочка нам сказала: «Вон Карандаш». И он не очень дружелюбно на это отреагировал.
- А как тогда вы стали заниматься актерским мастерством?
С. Б. - Мой одноклассник Юрий Минеев, с которым мы позже даже делили одну грим-уборную, позвал меня во Дворец культуры ГРЭС в драмкружок. Я стал там заниматься, играть в самодеятельности. В 70-м году была холера, выехать из Астрахани, чтобы поступить в цирковое, было невозможно. Нужно было куда-то идти учиться, и я пошел в педагогическое училище на физкультурное отделение, чтобы быть в форме, ведь для цирка нужны гимнастика и акробатика. И тут моя мама видит объявление в газете о дополнительном наборе в музыкальное училище на театральное отделение. Набирал его заслуженный деятель искусств Алексей Алексеевич Образцов (дядя певицы Елены Образцовой). Для меня он был как Станиславский. Я сходил на консультацию, потом на экзамен. Нас поступило четыре человека, в том числе и Петр Дюжев - отец Дмитрия Дюжева. Позже я закончил Астраханский педагогический университет (АГУ).
Кстати, однажды Юра Минеев даже сделал на нашей фотографии пророческую запись: Сергею Мартемьянову заслуженному артисту - будущему народному. Тогда я посмеялся, но это сбылось.
Наш герой признается, что не стремился к получению званий, он просто играл на сцене. Играл очень много, был ведущим актером, практически все главные роли в театре были его.
- Сколько ролей в театре вы сыграли?
С. Б. – Более ста различных ролей.
Ф. А. – Были, конечно, и эпизодические. Но в основном Сергей играл главные роли, особенно в молодости.
- К какой роли вам было подготовиться сложнее всего?
С.Б. – Более 20 лет назад я предложил группе актеров поставить самостоятельный спектакль «Страсти по Торчалову», который позже взяли в репертуар. Там я играл отца и сына и ставил спектакль. Нужно было смотреть за остальными, а как контролировать себя? Это очень трудно. Однажды наступил момент, когда я сказал, что не буду играть, потому что не вижу себя и то, что я делаю на сцене. Актеры были против моего ухода из спектакля, они уговорили меня остаться. Кстати, спектакль до сих пор в репертуаре театра и пользуется успехом.
- Сергей Борисович, а вы часто сомневаетесь в себе и в том, что у вас получится?
С.Б. – Очень часто.
Ф. А. – Каждая роль – это, прежде всего, психологическая работа. Ведь сначала мы размышляем, почему этот герой поступил именно так? То есть нужно в себе придумать образ своего героя, понять его характер, прочувствовать, пропустить его через свое сердце и свои нервы. Иногда этот процесс может занимать полтора-два месяца.
Перевоплощение в главного новогоднего героя
- Сергей Борисович, расскажите, пожалуйста, о том, как вы стали Дедом Морозом?
- Что важно в вашей работе?
С. Б. - Мы всегда стараемся работать так, чтобы все были довольны и нас пригласили еще. Естественно, если мы отработаем плохо, нас больше не пригласят, это отразится на нашем престиже. В одной школе мы даже вели утренник 2,5 часа. Дети были довольны. Но тут нужно учитывать возраст, правильно организовать праздник. Например, во время хоровода чередовать малышей с детьми постарше. Если поставить одних малышей, как это часто делаю родители, они могут упасть, начинается хаос. А так, глядя на старших, они будут участвовать в утреннике, повторяя за более старшими детьми.
- Вам нравится играть Деда Мороза?
С.Б. – Да. Прежде чем выйти к зрителям, я очень много наблюдал за актерами, которые работали до меня. Старался у каждого взять что-то интересное, чтобы образ был интересным и заводным. Помню один утренник, на котором было больше двухсот человек. Был конкурс, во время которого я танцевал. Среди танцев были: барыня, лезгинка, татарский, цыганочка. Во время первого я танцевал вприсядку, а во время последнего разбегался и на бархатном костюме прокатывался по паркету на коленях. Таким образом подъезжал к кому-то из зрителей и продолжал танцевать. Дети визжали от восторга.
- Сколько утренников в день у вас было?
Ф. А. – У нас было шесть выступлений, а потом мы бежали в театр на спектакли. Иногда менялись с коллегами и на некоторых спектаклях они нас заменяли.
С.Б. – Мы сами Новый год почти не праздновали, потому что уже в восемь вечера не было сил праздновать. А утром 1 января мы шли отрабатывать елку в КГБ.
Это сейчас актеры могут заработать на корпоративах, а в советские времена для актера единственной возможностью подзаработать во время новогодних праздниках были детские утренники. Многие отказывались, понимая насколько это тяжелый труд, но не семья Мартемьяновых. Благодаря выступлениям им удалось накопить на свою первую машину – запорожец.
- Самый необычный способ, которым вам приходилось добираться на утренник?
С.Б. – В костюмах Деда Мороза и Снегурочки мы ехали на автобусе в Янго-Аул. Некоторые пассажиры просили у нас подарки. (Смеется).
- Машина выручала в работе?
С. Б. – Запорожец нам столько крови попил (смеется). Как-то нас попросили родственники поздравить своих детей 31 декабря. Мы поехали на запорожце, который поломался на улице Кирова. Я в костюме выхожу из машины, открываю капот и пытаюсь починить машину. Люди проезжающие мимо смеются, видя такую картину. Мне пришлось разбирать карбюратор, стою весь в бензине. За это время к нам подъезжали полицейские и с подозрением смотрели на мой красный нос, к нам привязалась пьяная компания, которая просила их куда-то довезти. В довершении всего, когда машина уже завелась, я заглянул под капот, забыв, что на мне борода. И в этот момент клок бороды наматывается на вентилятор и отрывается. Наклонись я немного ниже, мог бы остаться без челюсти.
- Расскажите о каком-нибудь комичном случае, связанном с новогодними праздниками?
С.Б. – Это был конец 70-х годов. Утро 1 января, темно, на улице грязь. Мы приезжаем на бонзавод, куда нас пригласили, а там все закрыто. Стучим, выходит пьяный сторож и говорит: «О, Дед Мороз! Вот беда, так беда. У нас елка четырехквадратная. Как же вы будете хоровод водить?». Мы заходим на территорию посмотреть на елку. Обычно вокруг нее заборчик устанавливают круглый, а вокруг этой заборчик поставили в форме ромба. Или вот еще случай: однажды мальчик засветил мне серпантином в лоб. Ребенок хотел сделать красиво: бросить серпантин, а он не открылся и попал в Дедушку Мороза.
- А были неприятные моменты, связанные с проведением елок?
С. Б. – Однажды мы работали в Линейном, потом по договоренности должны были поехать в Курченко. Приезжаем туда, а нам говорят: «У нас уже все прошло». Нас опять привезли в Линейное, оттуда в Астрахань уже никто везти не хочет. Кое-как нашли частника, который довез нас до пригорода Астрахани, а дальше - отказался. Время около 11 часов ночи, степь, воют волки. С трудом уговорили водителя довезти нас хотя бы до Мостстроя, чтобы иметь возможность такси поймать.
- Перед кем интереснее выступать – перед взрослыми или детьми
Ф. А. – Перед детьми.
С.Б. – Перед всеми. Главное быть честным со зрителем и интересным. Основное правило - нельзя халтурить.
- Как вы стали главным Дедом Морозом города?
С.Б. - Я был связан с городским управлением культуры. Они заказывали номера у нашей клоун-группы «Чао». И режиссер из управления меня позвал на роль Деда Мороза.
Счастье найденное на сцене
- Расскажите, как вы познакомились?
- Какие качества вас поразили в Сергее Борисовиче?
Ф. А. – Во-первых он был очень скромным, мягким, нежным, даже стеснительным и очень красивым. Меня поразили Сережины глаза и продолжают поражать - их необыкновенный небесный цвет.
- Вы помните свою свадьбу?
Ф.А. – Мы зарегистрировались 8 апреля без торжественной церемонии. Традиционных нарядов жениха и невесты у нас не было. Я была одета в брюки и желтую полосатую кофточка. Сережа мне принес шикарный букет цветов из красных тюльпанов и белых калл. Тогда это был дефицит. Когда мы шли в ЗАГС, прохожие спрашивали: «Девушка, а где вы взяли такой букет?». А я с такой гордостью отвечала: спросите у этого молодого человека.
- Какое любимое блюдо у Деда Мороза?
С. Б. – По молодости любил жаренную картошку. Сейчас – постные щи с фасолью.
- Как вы проводите свободное время?
С. Б. – Раньше увлекался охотой. Сейчас занимаемся дачей. Выращиваем на ней инжир, гранат.
Татьяна Почевалова, Ольга Кобыляцкая
Новости на Блoкнoт-Астрахань