Астрахань Пятница, 19 апреля
Общество, 17.01.2019 16:13

Общество слепых

Чтобы увидеть проблемы общества, необязательно быть зрячим.

Имея в базовой комплектации пять чувств, мы редко задумываемся, как живут люди, у которых все несколько иначе. 

Чтобы узнать, насколько в Астрахани могут жить полноценной жизнью люди, имеющие проблемы со зрением, «Блокнот» пообщался с председателем астраханского отделения «Всероссийского общества слепых» Александром Романовым.

romanov.jpg

Александр Яковлевич - инвалид детства, у него 1 группа инвалидности, он обладает остаточным зрением. В 1972 году он вступил в астраханское «Общество слепых», в 2007 году – возглавил его.

«Я обладаю зрительным контролем: могу самостоятельно ходить, но не могу, например, остановить маршрутку – совершенно не вижу номер, могу прочитать что-то с лупой или очками, могу лужу обойти, вывеску крупными буквами прочитать, ручку на двери найти – это отличает меня от тотально слепых», - поясняет он.

В первом классе Романов учился в обычной школе в селе Оля Лиманского района, но, сидя на 1 парте не видел, что написано на доске, его отправили в специализированную школу в Волгоградской области, в нашем регионе их не было, там учились девять лет вместо восьми, по 10-12 человек в классе.

«Знания лучше, чем в обычной школе там давали. В институте на физико-математическом факультете учился, сложнее, но пользовался моноклем, поэтому закончил без особых проблем», - рассказывает наш собеседник.

В Астраханской области отделение «Всероссийского общества слепых» появилось в 1945 году. После окончания войны очень много появилось инвалидов по зрению, среди них было много офицеров, людей с высшим образованием, имеющим большой опыт, но они потеряли зрение в боях.

«После войны еще лет 20-30 дети подрывались на снарядах и теряли зрение», - уточняет председатель регионального отделения общества.

Сколько точно в Астрахани и области инвалидов по зрению, Романов не знает.

«Мы знаем, где у нас базируются ракеты, а сколько инвалидов – это какие-то тайны. Около 6000 человек по области, как нам говорят, из них 1700 человек состоят в нашем обществе в восьми филиалах, которые есть в большинстве районов области. К нам вступают люди, которые очень плохо видят или совсем не видят. Астраханцы, у которых 3 группа инвалидности - более-менее самостоятельные. Например, если видишь только одним глазом, то даже машину можно водить. Такие люди в общество вступить не стремятся, считается зазорным, отталкивает людей само слово «общество слепых». Очень сложно тем, кто теряет зрение в зрелом возрасте, большой удар для тех, кто становится инвалидом по зрению в 16-17 лет, нередко предпринимаются попытки суицида. Обычно тех, кто к нам попадает, мы убеждаем отправиться в реабилитационный центр, в Астрахани своего нет. Иногда приходится долго уговаривать, с первого раза многие не соглашаются, это непросто – на 2,5 месяца решиться туда отправится, но потом благодарят нас. Например, юноши теряют зрение в армии, там им проще становится – они между собой общаются, с людьми с такими же проблемами», - поясняет Александр Яковлевич.

Что касается трудоустройства слепых людей, то в Астрахани ситуация не самая благополучная. В 1946 году в регионе было образовано предприятие для слепых и до 90-х годов оно очень хорошо развивалось, там работало более 600 человек, из которых более 300 инвалидов, рассказывает Романов. Сейчас же предприятие идет к закрытию, в декабре было очередное сокращение.

«Это сегодня осталось единственное специализированное предприятие, раньше были предприятия для глухих, для колясочников, для психически больных. Наше оказалось самым стойким. Но сейчас там работает около 30, дай бог 15 из них - инвалиды. Наше предприятие вынуждено конкурировать с предпринимателями, не платящими налоги, или с китайскими производствами, а без поддержки власти оно недееспособно, не может конкурировать. Раньше мы много работали для военно-промышленного комплекса, до недавнего времени выпускали хорошие маски медицинские. Сейчас один участок занимается лепкой пельменей вручную, один маленький участок сухари делает, выпекают, упаковывают – там 3-4 человека работает», - говорит Романов.

О доступной среде для инвалидов по зрению в Астрахани тоже хорошего можно сказать мало. Незачем размышлять о городе в целом, если проблема есть даже в месте основной дислокации общества.

«Мы сейчас бьемся за территорию около нашего предприятия. Там сконцентрировано многое – библиотека, клуб, там живет много членов общества. И вот по программе «Комфортная городская среда» сделали ремонт, но вместо улучшения обещанного стало еще хуже. Обращаюсь везде – к власти, к депутатам – приходят одни отписки. Неделю назад отправили губернатору письмо. Мы хотим, чтобы приехала комиссия компетентная и все оценила. Сделали красивую детскую площадку, выложили красивую тротуарную плитку, а пешеходный переход сделали ужасный. Перед Новым годом там парень попал под машину после этого ремонта, он был не инвалид. Инвалиды сейчас вообще там не ходят, многие вынуждены сидеть дома, потому что не могут выйти без сопровождающего, а сопровождающих надо искать, просить, им надо платить. В нашем регионе Конвенция о правах инвалидов сильно попирается. Нам говорят, мол, комфортная городская среда – это не доступная среда. Да они и не понимают, что комфорт - это для зрячего красивая плитка и когда покрашено, а для инвалида комфорт - когда человек может самостоятельно перейти дорогу или идти по тротуару. Многие не понимают, что это такое, пока не столкнутся с таким на личном опыте. Я считаю, что это от невежества многих руководителей.

Также, например, я прошел курсы в Москве, я специалист по доступной среде. По закону нас, представителей общества, при проведении капитальных работ, тем более там, где живут инвалиды по зрению, должны привлекать к выполнению мероприятий, выслушивать наши предложения, а нас к этому даже не привлекают в большинстве случаев», - резюмирует Александр Яковлевич.

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

0
0