Опасные продукты для астраханских детсадов: молочные реки разбиваются о берега ФЗ-44
В редакцию «Блокнота» обратилась астраханка, обеспокоенная новостью о некачественном молоке, поступавшем несколько месяцев в детсады города.
«Как так получилось, что воспитанникам дошкольных учреждений поставляли, мягко говоря, не самые лучшие продукты и как вообще выбирался поставщик», - недоумевает наша читательница Ольга Пименова.
Вот и мы озадачились каноническими для русского человека вопросами про пресловутые «что делать» и «кто виноват». И, кажется, таки разобрались.
Ведь все, на самом деле, очень просто: поставщик выбирался по системе госзакупок, которая, как минимум, несовершенна. Ситуация, в которой заказчику, а в данном случае им выступала городская администрация, приходится выбирать исполнителя, соблюдая букву закона, имеет за собой как раз такие последствия, а именно, когда качество корова языком слизала. Ведь по документам все хорошо и цена контракта, как и положено, ниже прочих.
Мы поговорили с экспертом, который много лет работает с государственными закупками, и он нам пояснил, что изначально сама система и пресловутый 44-ФЗ порочны.
«Я не знаю деталей этой истории, но из того что я увидел, могу отметить следующее. Стоит помнить, что все мы подчиняемся законам. То, что журналист телеканала спрашивал заведующую, была ли она на предприятии и смотрела ли она, как производится молоко – это полная ерунда. Она не просто не обязана там бывать, а, вероятнее всего, ее не пустят на предприятие, где это молоко готовилось. Потому что у нее нет никаких прав данную проверку осуществлять.
Ужасно признавать, но, как правило, все это носит декларативный характер. Государственная структура объявляет тендер, в котором указывает требования. Молоко должно соответствовать ГОСТам, иметь 3,2% жирности, быть натуральным и прочее. И вот заявившиеся участники аукциона, частные компании или предприниматели декларируют, какой они готовы продукт поставить. То есть они заявляют свои возможности. Проверить их на момент, когда они со своей продукцией заявились, невозможно. Такого механизма в законе нет, чтобы их всех проверить. Предположим, заявилось 20 компаний из разных регионов, кто выпускает молочку. Кто-то вообще может находиться далеко от Астрахани. И вот они указывают документы, лицензии, сертификаты, которыми подтверждают качество продукции. Проверить на этом этапе продукцию никто не имеет право. Каждый участник берет на себя ответственность, заявляя о качестве своей продукции и соблюдение всех условий.
Вспомним саму историю. В конце сентября появилось сообщение, что при исполнении контрактов, заключенных с детскими садами Астрахани, на общую сумму 1,1 миллион рублей полиция выявила нарушения. С марта по сентябрь в ряд учреждений поставлялась молочная продукция, не соответствующая требованиям Межгосударственного стандарта. Во время обыска в здании производственно-коммерческой фирмы стражи порядка просто не нашли натурального коровьего молока и не потому что плохо искали. Оказалось, что вжух - и его заменили на сухие смеси и пищевые добавки сомнительного происхождения, которые засыпали в воду в разных пропорциях. Возможно производитель пересмотрел когда-то рекламу про «просто добавь воды».
Но самое занимательное, что, судя по датам, которые изготовитель наносил на упаковки, в его распоряжении есть машина времени, ведь на молоке разной жирности, кефире и ряженке обозначались даты на несколько дней вперёд. И это при сроке годности в неделю. Продукцию отправили на исследование в лабораторию Ростова-на-Дону. Возможно, она приехала туда как раз в день «выпуска».
Потом начинается аукцион. И тут во всей красе предстает 44-ФЗ: кто предложит цену ниже, тот и выигрывает. Вот предложит один самую низкую цену. К примеру, 20 рублей за литр молока. Но ты прекрасно знаешь, что это заниженная цена и нормальное молоко ты за 20 рублей не купишь. Но никто не имеет право не заключить контракт по этой цене. В законе жестко прописано. Вот он упал до 20 рублей и ты понимаешь, что за эти деньги даже воду не продадут тебе, но ты обязан заключить с ним контракт. Иначе тебя еще и накажут. Участник пойдет в антимонопольную службу и заявит, что заказчик уклоняется. А если ты уклоняешься, то там очень жесткие санкции. Чиновник, который осуществляет закупку может знать, что участник имеет фирму «Рога и копыта», что он никогда не занимался молоком, а бустилатом, но он заявил, что у него все соответствует условиям, показал все бумаги, и ты обязан заключить контракт, как бы ты не хотел иного. Это и есть «прелесть» 44-го Федерального закона…
Только когда контракт с победившим участником заключен, теоретически возникает возможность проверить качество. И то условно. Ведь для проверки нужна причина. Вот привезли молоко в детский сад. У них там лаборатории нет. Он выиграл тендер, он поставил продукцию и написал, что она соответствует техническим условиям. Вот документы. В детском саду перепроверить этого не могут и у них нет таких функций. Он же привозит это повару, а не специалисту по молоку. Оценка повара тут не имеет никакого юридического влияния. Если молоко прокисшее - тут ясно. Это возможно определить. А как повар определит, из чего оно сделано, или как повар проверит жирность? В детских садах нет специального оборудования - это не надзорный или контрольный орган. Поэтому, как правило, все подобные вещи выявляются, когда тендер уже заключен, и то только тогда, когда есть на это причина. Не дай Бог кто-то отравился или вместо молока привезли воду. То в этом случае вопрос кто может инициировать пробу этого молока. Ведь анализ должен произвести Роспотребнадзор. Должна быть веская причина, почему она решила проверить качество продукции от этого поставщика. Сотрудники детсада или чиновники не могут просто взять и привезти молоко в баночке в надзорный орган. Она не сможет подтвердить, откуда она эту пробу вообще взяла. Поставщик просто скажет, что его пытаются оговорить. Единственное, что смогут сделать в детском саду и делают это – отобрать пробы еды, которой кормят детей. То есть при поступлении продуктов, повар оставляет часть и подписывает каждую пробу, подписывая ее. Дали детям кашу – часть каши оставляется и подписывается. В результате вся еда разложена на пробы и промаркирована. Это необходимо, если вдруг что-то случится и необходимо будет выяснить чем кормили детей.
Наша читательница не смогла достучаться ни до одного ведомства, чтобы узнать, можно ли ей продолжить покупать для внучки молочные продукты на той молочной кухне, где они это делают сейчас - по улице Красной Набережной. Ведь она попала под прицелы видеокамер федеральных журналистов в качестве иллюстрации – 10 октября сюжет об этой истории показали на канала «Россия-24». А ведь та самая злополучная кухня с молоком из будущего располагается на улице Луконина.
Нам же в Роспотребнадзоре, куда мы обратились за комментарием, раз уж доверять, но проверять – их непосредственная работа, на наши вопросы ответили. Специалист-эксперт ведомства Вера Федорова пояснила, что есть плановые проверки и внеплановые. Причиной для вторых может стать обращение в Роспотребнадзор астраханца или информация в средствам массовых информации. Правда, чтобы инициировать проверку, рядовому гражданину необходимо не только заполнить соответствующую форму на сайте, но и по закону быть зарегистрированным в системе ЕСИА.
«Сейчас по информации в СМИ у нас планируется проверка детской молочной кухни по улице Красная Набережная. В целом, нарушений в нашей области по детскому питанию выявляется небольшой процент, как в рамках плановых, внеплановых проверок, так и в рамках проверок летних оздоровительных учреждений. Что касается молочных кухонь, то это, в принципе, первый подобный случай», - рассказала Вера Михайловна.
Поэтому у чиновника руки связаны 44 Федеральным законом. Об этом говорят уже много лет, но воз и ныне там. Прочем говорят сами чиновники, которые лучше других понимают насколько этот закон несовершенен. Можно задать вопрос к тем инстанциям, кто выдавал им сертификаты. Но и те могут ответить, что на момент сертификации им присылали иную продукцию. А почему он перестал изготавливать продукцию должного качества, у них ответа не будет. В результате все на совести производителя. Вот эта кривизна законодательства - это факт и как мы понимаем это опасный факт.
В итоге разрыв контракта возможен, когда есть веские основания для проверки, уверенность, что он не исполняет контракт должным образом. В этом случае начинается процедура прекращения исполнения контракта, а самого производителя могут внести в список недобросовестных исполнителей.
Что касается конкретного астраханского случая, то теперь будут проводиться проверки. Но до тех пор, прока нет результатов, никто также не может обвинить исполнителя контракта. Каким бы злодеем он не оказался, пока официально не доказано, что факт подтвердился. Так что и тут, даже после обнародования, согласно закону невозможно никаких действий произвести.
Конечно, когда-то этому должен наступить конец. И изменения в законодательстве должны возникнуть. С этим бьются уже много лет. Все понимают абсурдность работы 44-ФЗ, но ничего поделать не могут. Наверное, депутаты ждут, когда случится действительно что-то страшное. Тогда и доберутся до этого закона», - пояснил наш собеседник.
В пресс-службе региональной полиции журналисту «Блокнота» сообщили, что в настоящее время продолжается расследование фактов поставки в детские сады несоответствующего требованиям ГОСТ молока.
По данным на 17 октября, по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст.159 УК РФ в отношении 55-летнего директора организации возбуждено уголовное дело, он взят под домашний арест, 39-летний фактический владелец фирмы заключён под стражу.
«С начала года сотрудниками выявлено девять преступлений в сфере закупок. В основном, это мошеннические действия при исполнении различного вида контрактов, а также незаконное предпринимательство. Следственными органами по данным фактам к ответственности привлекаются восемь человек. Сумма причинённого ущерба составила около 90 миллионов рублей», - пояснил представитель ведомства.
В общем, пейте дети молоко, будете здоровы. Но это не точно.
Новости на Блoкнoт-Астрахань