Астрахань Воскресенье, 01 декабря
Общество, 29.11.2020 11:48

«Уже тошнит от лотосов, осетров и кремлей»: Евгения Козлова про «Чилим», современное искусство и культуру в Астрахани

Сегодня героиней нашей постоянной рубрики "Лица города", в которой мы рассказываем про интересных и талантливых астраханцев, стала Евгения Козлова. Девушка с амбициозными планами на жизнь и наш город уже третий год заряжает людей вокруг желанием менять мир вокруг себя и превращает обыденность и серость астраханских улиц в произведения искусства. Современного искусства. О том, как ей это удается и дается, зачем она вообще это делает и как оценивает уровень культурной жизни в нашем городе, мы и поговорили.

- Женя, у тебя всегда много проектов и предостаточное количество регалий, расскажи, чем прежде всего ты сейчас занимаешься?

- Мой главный проект - естественно, «Чилим». Просто из-за пандемии в этом году фестиваль прошёл в усечённом формате. Мы помогали реализовать арт-лабораторию совместно с арт-группой «Фрукты» из Перми на Селиасе при поддержке агентства по делам молодежи. Надеемся, что в будущем году мы вернёмся к масштабной работе, но уже не к формату паблик-арта и стрит-арта, потому что я считаю, мы его уже изжили. Мне бы хотелось попробовать другие форматы. Такие, например, как мы пробовали с Большими Исадами. Хотелось бы попробовать какие-то институциональные и внеинституциональные форматы, возможно, выставочные. В каких-то разных направлениях. Я прохожу два обучения, которые выиграла в этом году: в Школе медиации в Екатеринбурге и Кураторской Школе Nemoskva на Байкале. Сейчас онлайн-часть, в следующем году – офлайн-формат. Программа обучения как раз касается взаимодействия с культурными институциями, крупными выставочными центрами, региональными школами, то есть проектами, направленными на развитие современного искусства в городах. В Кураторскую школу Nemoskva попала со второго раза: в прошлом году не прошла, а в этот раз получилось. Отбор кураторов был со всей России, около 250 заявок, выбрали всего 15 человек. Туда берут по одному человеку с региона, смотрят на культурные проекты в сфере современного искусства. И мы уже сейчас в ходе обмена опытом прорабатываем механизмы по выстраиванию институций, взаимодействию с местными художниками для их дальнейшего развития. 

забор.jpg

Считаю, что в Астрахани эта ниша открыта и полностью свободна. Художники есть, но они получают только академическое и классическое образование в художественном училище имени Власова. Там оно действительно сильное, основательное, опытные преподаватели. Мы сотрудничаем с училищем. Но все же это академическое образование. А мы хотим работать с современным искусством, это тренд общемировой и даже общероссийский. Многие регионы сейчас продвигают современное искусство, потому что это важное направление развития города, оно пересекается и с туризмом, и с урбанистикой. Я приезжаю в другие города и многие говорят: «О, Астрахань, это где «Чилим». Для меня это приятно, это показатель того, что люди начинают отходить от локальных символов, привычных, таких как кремль, осётр или икра. Особенно молодёжь. Поэтому нам надо создавать новые символы. И со своей стороны мы стараемся делать это при помощи современного искусства и культуры.

- Уходить в другой формат - то есть, рисовать на зданиях вы больше не будете?

- Нет, это не значит, что не будем. Мы не можем не рисовать. Эта среда нас родила и взрастила и, естественно, мы не можем полностью от этого отказаться. Мы будем что-то рисовать, но просто сместим акцент ещё на на другие направления. Может быть, будет больше взаимодействия с жителями. Может быть, работы с культурным контекстом. То есть мы планируем пробовать для себя что-то новое. Нам хочется развития.

фото2.jpg

- А как вообще появился «Чилим»?

- В 2017 году я работала в Фонде развития города Астрахани и уже училась в РГГУ в Москве на искусствоведа, только поступила на второе высшее. Первым был экономический факультет АГУ. Мне хотелось совмещать свои культурные практики и своё обучение с тем, чтобы что-то сделать в Астрахани и чтобы это было связано с городом. Так в симбиозе искусства и города появился фестиваль паблик-арта. На тот момент у нас вообще не было опыта в реализации паблик-арт фестивалей. Начинали мы и продолжаем по сей день с Софией. Я общалась с художниками и мы поехали в Ставрополь, где помогали ребятам организовывать фестиваль стрит-арта. И, конечно, там мы познакомились с художниками стрит-арта, часть которых мы потом и пригласили в Астрахань.

Для того, чтобы перенять опыт, я ездила в Нижний Новгород, где сейчас проходит один из крупнейших в России паблик-арт фестивалей «Место», смотрела, как у них всё организовано, жила там с ребятами, ходила на их тусовки, чтобы понимать процесс изнутри.

Сложив все полученные знания, мы выстроили схему, каким мы хотим видеть фест в Астрахани. Например, мы понимали, что у нас большое количество памятников архитектуры, поэтому и стрит-арт будет отличаться от, допустим, екатеринбургского, где много муралов – больших росписей на стенах: больше конструктивизма, больше новостроек. Мы не можем себе этого позволить, но у нас есть наследие, и надо с ним работать. Поэтому искали для себя симбиоз и нашли его в нашем формате. Это был первый год. Тогда в программе еще были лекции Святослава Мурунова по городской урбанистике и архитектурная мастерская на улице Бориса Алексеева. Там мы совместно с жителями и АГАСУ подготовили проект, показав, что можно при небольших вложениях сделать какой-то интересный участок возле дома. Буквально 30 тысяч понадобилось: высадили цветы, сделали лавочки каркасные, немного асфальт укатали. Параллельно начали общаться с художественным училищем имени Власова, поскольку нам нужны были местные художники. Мы поставили себе перед фестивалем несколько задач. Первая – это развитие и преображение депрессивных зон города при помощи искусства и культуры. Вторая – это развитие местного сообщества, развитие художников, чтобы они не уезжали. Потому что как только они заканчивают училище, они либо уезжают, либо меняют профессию. Современному художнику вообще никак не реализоваться здесь. В училище Власова с нами пошли на контакт, помогали с ребятами. Руководство было открыто к общению, что нам было приятно. Мы проводили мастер-классы с приезжими художниками для астраханских ребят. В итоге пару местных художников облекли в стрит-арт веру. Они теперь с нами взаимодействуют, тоже рисуют на стенах.

чилим.jpg

В 2018 году уже вышли как-то более подготовленными к фестивалю. В первом году у нас было всего два организатора, два или три волонтёра и 12 художников. Было, конечно, весело, но очень сложно.

В 2018 году у нас была тема «Авангард», поскольку на тот момент исполнилось 100 лет со дня выхода Декрета о демократизации искусств (о заборной литературе и площадной живописи). Тогда, в 1918 году, футуристы сказали: хватит живописи и искусству проживать в галереях, в музеях и хранилищах человеческого гения. Типа им нужно выйти к людям - на улицы, на трамваи, на одежду. Одним из организаторов этого декрета был Велимир Хлебников, фигура значимая для Астрахани. Мы приглашали художников, которые работают с формой, словом. Тогда мы столкнулись со сложностями согласования. Вообще, согласование – это, в принципе, очень сложный момент в фестивале.

- Ты опережаешь мои вопросы: я как раз хотела о сложностях спросить.

- Ну, смотри. Во-первых, согласование начинается с выбора места. Вот, мы выбрали место. Мы это место предлагаем художникам – нравится или нет. Если нравится – то спрашиваем администрацию. Если администрация одобряет нам выбор пространства, то мы уже идём к собственнику и жителям, если это жилой дом, поскольку фасад – это общедомовое имущество.

Собственник должен письменно согласиться на роспись своего здания. Если это жители, то нам нужно 70% согласившихся. Представь, в доме 140 квартир, нам надо получить подписи 70% - пройти ножками и собрать все подписи. И это первый этап. А потом нужно снова всех обойти и согласовать эскиз.

- Были в итоге отвергнуты какие-то эскизы?

- В 2017 году у нас не воплотился один арт на улице Михаила Аладьина. Эскиз, связанный с шахматами, поскольку там был старый шахматный клуб. А жители сказали, что хотят либо что-то патриотическое, либо что-то связанное с локальными символами города – типа, осётр, лотос. Мы такое не рисуем. В общем, не нашли точки соприкосновения.

В 2018 году у нас сорвался фасад рядом с центром «Мои документы» по улице Бабефа, 8. Его нам не согласовал собственник ЖК «Паруса». Это здание находится напротив нашего объекта. Собственник не одобрил эскиз, хотя это была работа Андрея Бергера, одного из самых топовых стоит-арт художников. У него стилистика очень геометричная и монохромная. То есть это линии, черно-белые изображения и какое-то вкрапление цвета. А в «Парусах» хотели чего-то локального, фигуративного: закат, солнышко и так далее. Мы очень долго бились за этот фасад. В итоге Андрей Бергер не смог нарисовать. Это наша боль, мне кажется, до сих пор. Но в 2019 году мы расписали все-таки эту стеночку. Рисовал местный художник Саша Садовников.

После 2018 года мы задумались над тем, что формат паблик-арта нам узок. Мы создали некоммерческую организацию и подали заявку в Фонд президентских грантов с проектом на Больших Исадах. И к нашему удивлению выиграли. Началось самое насыщенное время в нашей жизни. Большие Исады для нас, наверное, был самый насыщенный и самый важный проект в плане коммуникаций с людьми, взаимодействия с этой территорией посредством искусства. Мне кажется, самый большой опыт мы получили там. Он был разный: и положительный, и отрицательный, но он был самый яркий. Пришли к руководству рынка и начали с ним общаться. Непросто это всё проходило. Очень поэтапно. То есть мы, скажем так, внедрялись в доверие. Постепенно мы находили точки соприкосновения. Объясняли всё очень подробно – зачем, почему, как. Этот проект у нас сейчас рассматривается как кейс на Кураторской школе на Байкале.

Провели фестиваль, а весной этого года начали читать различные посты, что Большие Исады начали как-то убирать, там начали рейды проводиться по ликвидации незаконной торговли, там убрали машины, которые стояли десятилетиями. А мы эти проблемы старались максимально освещать в СМИ, чтобы к рынку привлекать внимание. Потому что это - местность депрессивная, надо с ней работать. Нельзя на нее закрывать глаза или закрывать ее крышкой, как это обычно делают.

чилим 2.jpg

В августе мне звонили из администрации города и сказали, что собираются делать проект по установке новых павильонах на Больших. Не знаю, на какой он стадии сейчас. Мне кажется, к нему надо долго готовиться. Это не просто – взять снести одни павильоны и поставить другие. Нужно работать с населением, местной идентичностью. Это очень большая работа. Я видела архитектурную составляющую, которую сделали архитекторы - она очень интересная, современная. Мы считаем, что во всех этих сдвигах есть наша маленькая заслуга. Освещая в СМИ проблемы Больших Исад, мы добились сдвига на этой территории.

- Жень, а само название «Чилим» как появилось?

- Было желание уйти от этих устоявшихся символов города. Вот меня прям, честно, уже тошнит от лотосов, осетров и кремлей, которые везде пытаются впихнуть. Плюс икра и арбузы, пять символов, которые везде. Я очень ценю прошлое, которое у нас есть, оно невероятно богатое. Но есть много другого интересного и достойного внимания. Новые истории, которые остаются закрытыми. Когда мы думали над названием – мы много чего перебрали. Мы хотели сделать альтернативу лотосу. Так и пришли к названию «Чилим». Он тоже входит в Красную книгу. Во время войны им кормили жителей Астрахани. Потому что не было муки, а из него можно сделать муку. Это выступало средством пропитания, очень ценный символ. А еще у него очень интересная декоративная форма. Ну и, многие, наверное, думают, что чИлим ещё, наверное. Но мы вообще про это не думали.

- Ты искусствовед, ты живешь активной жизнью, путешествуешь по стране, скажи: как, по твоему мнению, обстоит дело с культурной жизнью в Астрахани?

- Культурная жизнь региона строится из многих факторов . Очень сильно на ее состояние влияет удалённость от столицы. Чем дальше регион, тем меньше внимания ему достаётся, меньше финансирования. А финансирование – это основополагающий фактор развития инициатив.

У нас две столицы стрит- арта - Екатеринбург и Нижний Новгород. Хотя в «Орле и решке» сказали, что Астрахань тоже на это звание претендует, но это не так. Там много местных художников. А у нас приезжие.

Второй фактор, который влияет на развитие культуры - кадры. Люди, связанные с культурой или искусством должны постоянно совершенствоваться, тренинги проходить. К сожалению, государственная политика немного иначе выстроена, много времени уходит на отчетность и бумажную работу. Наверное, просто нужно как-то перестраивать эту систему. Такая проблема не только в Астрахани, но и везде.

би.jpg

В-третьих, важен исторический контекст. Астрахань исторически город торговли, добычи рыбы и соли, полезных ископаемых. Это транзитный город, который связывает страны Востока с городами России и Европой. Поэтому нет здесь этой интеллигенции, которая, например, есть в Питере. Купцы, промышленники - исторически такой контингент... Но я считаю, большой сдвиг в астраханской культурной жизни случился после строительства Театра оперы и балета. Начала активно развиваться музыкальная жизнь города. То есть когда появляется какая-то точка притяжения, как в данном случае Театр оперы и балета, то она вокруг себя собирает людей. Появился оркестр, туда вкладываются деньги, соответственно, среда развивается. Это очень круто. Но, на мой взгляд, это должно быть сбалансировано. Надо не только театр развивать, но и музеи, библиотеки. Какие-то частные культурные инициативы поддерживать. Многие ребята, знаешь, когда начинают такие проекты, они сталкиваются с проблемами и пугаются. Общение с жителями, с администрацией проходит поэтапно. Не всегда сразу взаимопонимание возникает. Когда мы начинали делать фестиваль, нам говорили, зачем вы это делаете, у вас ничего не получится. Вот многие, столкнувшись с такими проблемами, и думают, зачем оно мне, лучше пойду кофе в кафе попью.

Но я всё равно вижу сдвиги определённые. Например, в этом годы Астрахань впервые участвовала в «АРХ Москве». Это значит, что даже в сознании представителей власти есть понимание, что что-то нужно делать с нашим архитектурным наследием. Ведь все знают, что у нас красивая архитектура, но никто ничего с ней не делает. А то, что к ней привлекли внимание на форуме в Москве – я считаю, уже важно. То, что агентство по делам молодёжи в этом году начало запуск проекта по арт-кластеру. Раньше вообще об этом даже речи не шло. Сейчас хоть какие-то движения начались. Когда такие брожения начинаются – это уже большой такой замут, который к чему-то должен привести.

- Собственно, последний вопрос. Ты говоришь, что многие предпочитают лучше кофе попить. А ещё многие предпочитают уезжать. Тебе, человеку, имеющему крутое московское образование, было бы сделать это проще, чем большинству. Почему не уезжаешь? Или иначе: почему остаешься?

- Сложный вопрос. Естественно, меня тоже посещают разные мысли. Посещали, до пандемии. Я не буду говорить о том, что я бы никогда не хотела уехать, я всегда хотела жить в Астрахани. Но, во-первых, я долгое время жила на два города и мне так комфортно. Когда училась в Москве, проводила там в совокупности 3-4 месяца в году. Потому что Москва имеет свою энергетику, Астрахань – свою. Но мой родной город мне, естественно, ближе. А то, чего мне тут не хватало, я черпала в Москве. Но полностью оторваться на данный момент… Наверное, я как-то для себя не нашла этого решения.

главная.jpg

Во-вторых, мне хочется, что-то после себя оставить. Вот вчера смотрела в выпуске «Скажи Гордеевой» интервью с мэром Якутска Сарданой Авксентьевой, очень она мне нравится. Стала мэром в 48 лет. Её спросили: почему вы хотели стать мэром вообще, вы же, вроде, нормально работали в администрации, никто вам не мешал. А тут вам парят мозг постоянно какими-нибудь трубами. А она отвечает, что думала, что скажет внукам, что она сделала вообще такого в своей жизни. Вот врачи – они людей спасают. Учителя кого-то учат, каких-то великих людей могут выучить. Строители здания строят. Вот, у них есть конкретное материальное воплощение их деятельности. А что она? Вот у меня, наверное, такой же вопрос - что я после себя оставлю? Тем более Астрахань, мне кажется, нуждается в каких-то таких инициативах, проектах. В Москве много денег, там много что есть. И нет таких проблем, которые здесь. Поэтому мы со своей стороны пытаемся часть этих проблем решать посредством культуры и искусства. И хотим что-то после себя оставить. Тем более в родном городе.

Анастасия Вербина

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

0
0