Астрахань Пятница, 26 апреля

140 лет назад была построена первая в Астрахани железная дорога

Старт железнодорожному движению в Астраханской области был дан 30 (18) августа 1882 года. В тот день начала работать Баскунчакская солевозная дорога-узкоколейка, которая появилась на десятки лет раньше Астраханского участка железнодорожных путей. Это одна из старейших железных дорог в стране и единственная, которая проложена по дну озера.

Соледобыча была важным делом государственного значения. Раньше перевозкой соли по региону занимались около 15 тысяч пароконных повозок. Вопросом более оперативной и организованной добычи и транспортировки озадачивались и Петр I, и Екатерина II. При государях неоднократно предпринимались попытки организовать добычу соли на озере Баскунчак. Но по ряду причин (грабежи кочевников, недостаточность производственной базы и рабочей силы, препятствия со стороны мелких частных соледобытчиков) отодвинули решение вопроса на вторую половину 19 века. Лишь после отмены крепостного права дело сдвинулось с мертвой точки. Биржа наемной рабочей силы начала пополняться, а в окрестностях озера начались работы по освоению и обустройству территорий.

В 1867 году на реке Ахтуба была построена пристань Владимирская, где предполагалось перегружать соль на суда для дальнейшей отправке по Волге на рынки страны. А в 1882 году появились и ж/д пути. Баскунчакская железная дорога была проложена по дну озера Баскунчак между Владимирской пристанью на реке Ахтуба и озером. Это стало возможным из-за относительно небольшой, всего 20-30 см, глубины водоема. Инициатором и строителем объекта стало акционерное общество промышленников-соледобытчиков.

Общая протяженность пути, по которому транспортировалась соль, составила больше 76 км. В составе всего пути были 17 мостов, девять труб для пропуска воды и два каменных паровозных сарая, расположенные в Баскунчаке и Ахтубе. На всей протяженности дороги были организованы шесть станций. Это Баскунчак, Кочевая, Солончак, Пристань Мамай, Владимировка, Ахтуба. Для вывоза соли задействовали 400 вагонов и десять паровозов, штат управления дорогой состоял всего из 11 человек.

Не обходилось и без происшествий. Так, в 1888 году балластный слой озерной части дороги дважды размывало волнами. А однажды, с рельсов сошли пять груженых солью вагонов. Примечательно, что вагоны тащил паровоз с номером 13.

В 1907 году Баскунчакская железная дорога была присоединена к Рязано-Уральской (сегодня это Приволжская) железной дороге, а в 1912 году возвели железнодорожный мост через реку Ахтубу, что способствовало пропускной способности всей соляной ж/д магистрали.

Со временем соль с озера Баскунчак была выведена на рынки центральной части России, а также в Мурманский и Дальневосточный бассейны. Сегодня наша, астраханская соль по праву считается кристально чистой, так как на 99,8% состоит из NaCl. Около 80% общероссийской добычи соли приходится на озеро Баскунчак: чистый соляной слой озера опускается на 6 км вглубь земли.

Вера Никанорова, фотографии с сервиса Яндекс.Картинки


Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

новости Астраханиозеро Баскунчаксолевозная железная дорога в Астраханидобыча соли в Астрахани
0
0