Астрахань тогда и сейчас: городской особняк Шарлау
Читайте также:
- Астраханский железнодорожный вокзал отметит 50-летие концертной программой (10.08.2022 15:05)
- В Астрахани состоится авто-мото фест на кубок губернатора (10.08.2022 13:40)
- «Блокнот Астрахань» составил список самых захламленных точек Астрахани. Часть первая (10.08.2022 12:02)
- На один день астраханская молодёжная библиотека станет «Форт Боярдом» (10.08.2022 09:42)
- Глава Астрахани Олег Полумордвинов встретился с предпринимателями (10.08.2022 07:53)
На астраханских улицах конца XIX – начала XX века архитектура строений, фасадов и внутреннего убранства имела общие купеческие мотивы.
Внимание приносило прибыль, а чтобы получить внимание, нужно было выделиться из толпы. Архитекторы получали немалые суммы от предприимчивых заказчиков, стремящихся наделить амбициями даже собственные дома. Одним из таких заказчиков и был Карл Адольфович Шарлау.
О вкусах не спорят
Карл Адольфович Шарлау – кондитер из Вигштока, прусский подданный и лютеранин, прибыл в Астрахань в возрасте 57 лет вместе с женой Вильгельминой и детьми в апреле 1893 года. У нас Карл довольно быстро прославил свой шоколадный бизнес и добился популярности среди местных жителей.
Фирма Шарлау существовала в Астрахани с 1897 года и сначала принадлежала Карлу, а затем его наследникам. Она делилась на шоколадную фабрику «К.А. Шарлау с сыновьями» и кондитерскую и размещалась в разных зданиях.
11 июня 1899 года Шарлау получил разрешение на постройку каменного дома в два этажа на собственном участке на Паробичебугорной улице – она же Полицейская, а ныне хорошо известная всем Кирова. По замыслу на первом этаже должны были располагаться кондитерская и, в дополнение к ней, кофейня, а второй этаж задумывался исключительно как жилой, для семьи Шарлау.
Проектом дома занялся известный астраханский архитектор Домонтович, скульптурное оформление взял на себя Пенкин. Карл, опираясь на собственные понятия о европейском комфорте и красоте, предъявил особые требования к оформлению фасадной части будущего здания. Она должна была привлекать покупателей своим видом, а заодно сражать конкурентов безупречностью и монументальностью форм.
С учётом всех пожеланий строительные работы растянулись на два года, но результат стоил затраченного времени.
Дом возвели в сплетении двух архитектурных стилей: неоренессанса и эклектики. Художественное оформление фасада с чётким членением пилястр (семь на южной стене, шесть – на восточной) несомненно выделяло здание из окружающих застроек.
Первый этаж богато декорировали лепными гирляндами и листьями лотоса. Над вторым возвышалась угловая башня с ажурной кованной смотровой площадкой. Над арочными окнами прохожим улыбались каменные львы.
Но одна деталь в богатом городском особняке приковывала взгляды каждого, волновала и даже возмущала сторонников консерватизма. Кариатиды, декоративные статуи второго этажа, выглядели не как привычные глазу женские силуэты, тонкие и лишённые выдающихся форм. С высоты второго этажа дома Шарлау взирали вдаль фигуристые женщины с пышными бюстами.
Вот за что глаза цеплялись
12 июля 1901 года в газете «Астраханский листок» появилась едкая заметка от репортёра:
«Шарлау дом свой окончательно отделал. Дом весьма не дурной, но он производил бы лучшее впечатление, если бы не был «крашен» женскими фигурами, производящими неприятное впечатление и говорящими об отсутствии чувства изящного у строителей дома».
«Строители» возмутились, конкретно – скульптор. Пенкин пришёл в редакцию газеты и выразил желание объясниться перед астраханцами в письменном виде.
Так, 2 августа 1901 года в «Астраханском листке» появилась статья «По поводу «украшений» на дому Шарлау». В ней Пенкин оправдывался тем, что ваять женские статуи пришлось под строгим контролем самого Шарлау, и что первоначальным видом кариатид заказчик остался недоволен.
Что же было не так со статуями? Астраханский краевед Александр Сергеевич Марков в своей книге 2006 года «Сто лет назад» написал следующее:
– Мне такой маленький грудь не надо. Это совсем детский грудь. Мне надо большой-большой, – заявил Шарлау-старший.
Пришлось исполнять желание Шарлау. Что касается несуразности гирлянд, то и в этом господин Пенкин, по его словам, не виноват, так как гирлянды эти сделаны по указанию строительного десятника, который забраковал модели Пенкина.
– Как вы находите? Хорошо? – спросил довольный Шарлау.
– Очень и очень гадко, – ответил скульптор. – Я на вашем месте весь бы фасад срубил топором и сделал бы новый.
Поговаривают, что дело о кариатидах на доме Шарлау довели до суда, и даже было вынесено постановление привести здание в надлежащий вид. По слухам – привели, облагородили, но женщин тронуть не посмели.
Зимой того же 1901 года в «Астраханском листке» вышло объявление от самого Карла Адольфовича Шарлау:
«Желаю уведомить, что с 1 февраля 1901 г. кондитерская Шарлау перешла в новое помещение, что на Полицейской улице. При кондитерской роскошно отделанная в стиле ренессанс кофейная и имеются различные журналы и газеты».
В кофейню Карл завлекал астраханцев дополнительной возможностью приобрести билеты на спектакли в Зимний театр Плотникова (ныне Астраханский драматический театр на улице Советская, 28).
Из рук в руки
Со временем астраханцы, как и власти города, привыкли: всё-таки никаких нареканий бизнес Шарлау не имел, а его сладости по-прежнему любимы народом, да и кафе оценили по достоинству многие: качество шоколада славилось на всё Поволжье, Кавказ и Закавказье.
Рекламная кампания активно продвигала изделия шоколадной фабрики. Часто в местных газетах возникали объявления подобного толка: «Громадный выбор шоколадных конфет в изящных коробках! Новость! Шоколадные ликерные конфеты «Финь-Шампань» в очень оригинальной упаковке!».
В общем, люди позабыли о фигуристых женщинах.
12 января 1909 года сыновья Карла, гражданин Швейцарии Владимир Карлович и прусский подданный Карл Карлович, совместно с отцом организовали полное торговое товарищество «Торговый дом К.А. Шарлау с сыновьями».
В 1914 году предприятие и его дела были переданы Владимиру Карловичу Шарлау.
В 1918 году имение Шарлау было разделено исполнительным органом губернского Совета депутатов. Губисполком предписал немедленно освободить верхний этаж дома Шарлау для организации там «советской столовой».
За время советской власти у здания–имения Шарлау сменилось множество хозяев: в 1925 году, во времена новой экономической политики, фабрику арендовали Мизендронцевы, затем она отошла рабочему кооперативу, следом промысловой артели «Кондитер», а потом хлебокомбинату.
Решением исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся Астраханской области от 03 июля 1980 года бывшее имение Шарлау было объявлено памятником архитектуры и внесено в государственный список памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране.
В 1991 году городской особняк подвергся реставрации, а в 2017 году, после двухлетнего ремонта (как символично!), на первом этаже открылась кофейня под историческим названием – «Шарлау». В современных интерьерах популярной нынче кофейни из прошлого остались лепной потолок в малом зале и деревянные сени главного входа.
Сквозь года
В июле 2022 года знаменитому дому Шарлау на улице Кирова, 26/9 исполнился 121 год со дня возведения. Он выстоял все исторические передряги (потеряв лишь балкон на втором этаже), пережил неоднократную смену владельцев, остался верен вложенным в него Карлом амбициям.
Дом вкусовых наслаждений – кондитерская, кафе, столовая, кофейня. Сменялись лишь вывески, а суть сохранилась до наших с вами дней.
Юлия Дергачёва, фотографии из личной коллекции Юлии Дергачёвой, электронной библиотеки «Астраханская краеведческая коллекция» и сайта hamster-travel.ru Елены Харо. Апрель 2019.
Новости на Блoкнoт-Астрахань