Астрахань Суббота, 20 апреля
Общество, 13.03.2020 16:47

Астраханка, создатель киношколы для инвалидов, готовится к дебюту в режиссерском кресле

«Блокнот-Астрахань» продолжает серию интервью в рамках рубрики «Мы из Астрахани», в которой мы общаемся с астраханцами, покинувшими отчий дом и реализующими свои идеи в других городах. Сегодня нашей собеседницей стала Ольга Займенцева. Талантливая астраханка, выпускница ВГИК имени Герасимова, живет в Москве. Ольга уже много лет работает в кинематографе и в скором времени планирует дебютировать в качестве режиссера.


- Здравствуйте, расскажите о себе. Как прошло ваше детство?

- Я родилась в Астрахани в 1977 году, у меня было счастливое детство, я была окружена любовью и заботой моей семьи. Мы много путешествовали с родителями, меня баловали, хотя и учили уму-разуму, с детства я умела сама поймать, разделать и приготовить рыбу, папа научил меня этому, так что если я окажусь на необитаемом острове – не пропаду. К слову, бабушка Надежда у меня была профессиональная рыбачка, она выходила с артелью зимой в Каспийское море, сетями ловила рыбу в ледяных морских волнах. А дед, её муж Иван, был бакенщиком. Бакены должны были гореть и указывать ночью береговую линию лодкам и кораблям, дед должен был ставить вечерами в бакены керосиновые лампы, а по утру тушить пламя, должен был контролировать уровень воды и всё ради того, чтобы корабли не сбивались с пути. Жила семья моего отца на острове под Астраханью, поэтому моя мама часто уже в городской жизни ласково называла папу «островитянином». Моя бабушка Ольга была врачом, я любила бывать у неё на работе и рассматривать разноцветные рисунки в микроскоп, моя мама – заслуженный медработник. Папа водитель - ас, многие годы он работал водителем троллейбуса. Я в детстве очень любила кататься с ним, вот почему я так расстроилась, когда «развалился» ТТП. Это же самый экологически чистый вид транспорта!

Мой дед Иван участник Великой Отечественной войны, участник Советско-финской и Советско-японской войн. Другой дедушка, Пётр, прошёл всю Великую Отечественную войну до самого Берлина. В мирной жизни он был механиком от бога. Мне рассказывала подруга о моём дедушке, совершенно случайно мы выяснили, что наши дедушки дружили. Она рассказала, что во времена правления Брежнева Астраханский электронный завод приобрел  автомобиль «Chevrolet», и что-то у него вышло из строя. Никто не мог подступиться к диковинной заморской машине, никто из специалистов не смог понять, в чем причина поломки, а мой дед без всяких инструкций смог найти неполадку и ликвидировать её. Это была единственная иномарка в Астрахани в то время.

- Как долго вы жили в Астрахани, чем занимались до отъезда?

- В Астрахани я жила до 2006 года, занималась, в основном, журналистикой, два года буквально жила в Драматическом театре, училась в студии Никиты Андреевича Ширяева на актёрском курсе, даже играла в репертуарных спектаклях.

- Чем увлекаетесь? Как вы оказались в кинематографе?

- У меня много увлечений: катание на коньках, самокате, велосипеде, люблю рисовать, занималась керамикой и другими видами прикладного творчества, но самая моя большая любовь – это кино! Когда я еще жила в Астрахани, по «Культуре» показали фильм «Повар, вор, его жена и её любовник» великого и ужасного Питера Гринуэя, и меня это кино потрясло, кстати, через много лет мне удалось вживую пообщаться с этим удивительным режиссером в Москве. После того как пошли титры по чёрному экрану, я тихо сказала себе: хочу работать в кино! Но в Астрахани кино никто не снимал, и я отправилась в Санкт-Петербург, там уже жила моя подруга, она очень помогла мне на первых порах. В Питере оказалась довольно большая астраханская диаспора, но астраханцы в больших городах между собой общаются редко, как мне показалось. Я уже готовилась к поступлению в КИТ, но обстоятельства сложились так, что я переехала в Москву и поступила во ВГИК в мастерскую сценариста и режиссёра Рустама Ибрагимбекова. ВГИК мне очень много дал, к моменту поступления я уже писала разные тексты: стихи, эссе, статьи, но сценарная работа – это совсем другое, она далека от литературы и журналистики. Вначале было трудно, я совершенно не понимала, чего от меня хотят, но в какой-то момент всё стало ясно. Мы еще застали таких колоссов, как профессор Леонид Николаевич Нехорошев (он работал редактором на картинах Андрея Тарковского), легендарного кинооператора Вадима Ивановича Юсова, который снимал фильмы Тарковского, Данелия, Бондарчука. Мой мастер Рустам Ибрагимович Ибрагимбеков написал прекрасные сценарии для многих талантливых режиссеров, в том числе для Никиты Михалкова, кстати, фильм «Утомлённые солнцем» по сценарию моего мастера получил премию Оскар. У нас были замечательные преподаватели по истории зарубежного театра и русской литературе, мы посмотрели сотни выдающихся фильмов, о которых даже не знает сегодняшний зритель, много открытий было сделано.



PICT0505.jpg


- Чем вы сейчас занимаетесь в столице? Чем на ваш взгляд жизнь москвича отличается от жизни астраханца?

- Сейчас я пишу киноповесть и веду подготовительный период к съёмкам моего будущего фильма «Пташки». Жизнь в столице отличается тем, что есть куда пойти, и есть чем заняться. Хотя при желании всё это можно найти и в Астрахани, но с большим трудом.

- Что было самым сложным при переезде и на первых порах жизни в Москве?

- То что тебе самому нужно заботиться о себе, тебе мама супчик не сварит, не постелет соломку при падении, ты будешь падать на жёсткое, ты будешь чувствовать себя чужим, бездомным и не нужным. До тех пор, пока ты не создашь семью с близким и любимым человеком.
   
- Расскажите о своей профессии. Как проходила ваша учеба во ВГИКе? Какие были самые запоминающиеся работы? Может, были какие-то самые запоминающиеся яркие или курьезные моменты?

- Сценарист – это не литератор, ты можешь красиво литературно писать, но самое главное в твоём тексте не красота слога, а действие. Самое главное в тексте сценариста – драматургия, до сих пор эталоном являются тексты Шекспира, хотя с 16 века прошло уже много времени. Учиться не было легко, но всегда интересно! Мы студенты, разбирая с мастерами наши тексты, учились и друг у друга, мне многое дали мои однокурсники, среди них есть талантливые и интересные ребята, с которыми я продолжаю общаться.

Запомнилась одна история: при поступлении во ВГИК мой мастер Рустам Ибрагимбеков на собеседовании поставил мне низший балл: двойку, я очень плохо отвечала на вопросы, накануне была какая-то вечеринка. На собеседовании я несла полнейшую чепуху, страшно вращая глазами от волнения. Но в сумме балов оказалось достаточно, чтобы меня приняли в институт. Зато сразу после окончания ВГИКа я стояла на сцене вместе с моим мастером, он получал награду за верность профессии, а я за мой дипломный сценарий.

- Расскажите о своем новом фильме? Почему именно такой сюжет? Каких актеров вы видите в главных ролях?

- Я много работала в кино в разных качествах: сценарист, редактор, сопродюсер, режиссер документального кино, хорошо знаю кинопроизводство. Теперь настал момент моего дебюта в качестве режиссера игрового кино, буду снимать фильм по своему сценарию под названием «Пташки», это история о двух братьях, которые встречались только раз в год в прощёное воскресенье, но каждый раз ссорились вновь. На съёмки фильма необходимо примерно 1,5 миллиона рублей.

Моя команда – это профессиональные кинематографисты, у каждого из них огромный опыт и впечатляющая фильмография, а актёров я намерена пригласить звёздных. Сюжет «Пташек» родился из семейного анекдота, у моего деда были сложные отношения с шурином, и они частенько ссорились, а прощёное воскресенье для многих формальный повод попросить прощения, даже если вы глубоко не встроены в христианство. Ведь прощёное воскресенье – это христианский праздник, последний день перед Великим постом. Так вот, старики примирялись в этот день, выпивали за дружбу и снова ссорились. Сначала я хотела написать комедию, но получилась драма. А вообще тема прощения ведь вечная тема, прощение и невозможность простить, кто с этим не сталкивался? Вот, кстати, было бы интересно узнать истории читателей портала о прощении. В каких случаях можно простить, а в каких нет? Может быть, какие-то уникальные истории из жизни расскажут ваши читатели?

У меня в голове есть уже образы героев картины, но пока не буду говорить имена актёров, могу точно сказать, что это замечательные актёры, которых все знают. 


портрет.jpg



- Дебютировать всегда непросто, государство как-нибудь помогает начинающим режиссерам?

- В наше время с дебютами сложно, государство очень мало денег выделяет на дебютное кино. Как правило,  дебютант сам должен найти средства на фильм, я, конечно же, пойду на фандрайзинговые площадки типа «Планеты», но я и в частном порядке собираю средства, меня уже поддерживают мои друзья и знакомые, зная меня и веря в меня, они уже перечисляют мне деньги. Пока это совсем небольшая сумма, но я уверена, что и мои земляки, смогут поучаствовать в этом проекте, поддержав меня. Многим кажется, что 100 рублей – это крохи, но если 1000 человек дадут на фильм по 100 рублей, то может собраться приличная сумма и это будет совершенно независимый проект, народный фильм! И я, представляя свою картину на крупнейших отечественных и зарубежных фестивалях, скажу, что меня поддержали мои друзья, земляки и это наш общий проект. Ведь все любят кино, все хотят хоть немного прикоснуться к этому магическому виду искусства. И вот такая возможность есть. Любой желающий может помочь выходу моего фильма и стать его своеобразным соавтором. Реквизиты банковской карты: 4276 3800 2908 7546 

- С какими известными актерами вам удалось поработать за свою карьеру?

- Совсем недавно по моему сценарию сняли фильм «Звезда Давида», где сыграли легенды советского кино Людмила Чурсина, Ирина Розанова и Лариса Лужина. Наблюдать за их работой на площадке - большое удовольствие. И, конечно, ощущение неповторимое, когда вот на бумаге ты написал слова, а они их читают, разбирают, запоминают, переосмысливают. Это дорогого стоит! Кстати, я собиралась сама снимать этот фильм, но меня попросили отдать мой сценарий выпускнику нашей киношколы для инвалидов «Без границ», которую мы создали вчетвером с моими коллегами: Олегом Любаевым, Петром Алтуниным и Екатериной Ананьевой в Москве. Мы создали киношколу с нуля, с нулевым бюджетом, я написала подробную концепцию киношколы, описала то, как я её вижу, мы сделали презентацию и начали с серии мастер-классов, первым нас поддержал режиссёр Владимир Иванович Хотиненко, позже он стал попечителем киношколы. И так у нас всё получилось, мастеров мы пригласили из ВГИКа. Киношкола работает уже 4 года. Подобных киношкол в мире не существует, наша - единственная в своём роде, единственная в мире!

На разных проектах мне удалось поработать с Александром Балуевым, Алёной Бабенко, Аглаей Тарасовой, Константином Крюковым, Павлом Табаковым.

- Часто ли бываете на малой родине? Скучаете по Астрахани?

- Я очень люблю Астрахань, родители научили меня любить её неброскую красоту, её реки и степи, старинные купеческие домики вдоль каналов, конечно, я скучаю по ней, стараюсь хотя бы раз в год приезжать к родителям. В Астрахани живут очень талантливые и добрые люди, это отмечают все, кто когда-либо бывал в нашем городе. Я знаю москвичей, которые приезжали работать в Астрахань, они рассказывали мне, что влюблены в город и в людей. И я обожаю астраханцев и горжусь тем, что я астраханка, кстати, моя фамилия образована именно здесь, я сделала интереснейшее открытие, есть такое село Красный яр, там, говорят, на каждой улице Займенцевы живут. Все они мои родственники, могу это утверждать, так как я провела эксперимент: в социальных сетях я опросила пару десятков людей, носящих фамилию Займенцев, все они жили в разных городах, и когда я спрашивала, откуда их предки, они все без исключения заявили, что предки из Астрахани, а точнее из-под Астрахани. Так что у меня нет однофамильцев, наша фамилия редкая и все мы братья и сёстры, хотя и не знакомы друг с другом. Думаю, что и фамилия моя очень астраханская, возникла, возможно, от слова займище – это полоса земли у реки, заливаемая весенним разливом.

20190905_171359.jpg


- Хотели бы вы еще раз поменять место жительства, например, уехать заграницу?

- Я бы хотела жить у моря, но всё же в России, я не представляю себя в другой языковой среде, ведь я работаю со словом, думаю и пишу на русском языке. Очень люблю русский язык.

- Какой бы вы совет дали тем, кто тоже хочет переехать из Астрахани в большой город?

- У меня очень много друзей, приятелей и просто знакомых, которые уехали из Астрахани в большие города, в другие страны, в основном это творческие люди, я могу перечислять и перечислять их имена, многие из них достигли больших успехов. Думаю, что нынешним градоначальникам неплохо было бы подумать о том, как удержать творческую молодёжь в городе, как создать условия для интересных проектов. Ведь город у нас уникальный, с удивительными культурными традициями, театральный город!

Конечно, если молодой астраханец задумал стать сценаристом или режиссёром, другой дороги нет, надо ехать в большие города, учится, практиковать, но если есть возможность что-то интересное создать на родине, можно ведь не уезжать? Проблема в том, что мало площадок, чтобы привлекать зрителя к проектам молодых художников, к авторским проектам театральным и телевизионным, что-то придумывать интересное и предлагать это астраханскому зрителю. Вот почему художника не может кормить его творчество? Потому что нет культуры приобретения живописи, живописью дома не украшают, предпочитают украшать стены репродукциями, вырезанными из журналов. Ну, почему не популяризируют искусство? Это ведь хороший тон, приобрести у художника его картину (если он талантлив), поддержать его материально и украсить свой дом. Почему живопись не дарят на дни рождения, на торжество бракосочетания, юбилеи? Мне непонятно это, ведь в нашем городе уже более 100 лет существует художественное училище, основанное учителем Бориса Кустодиева Павлом Власовым, которое выпускает талантливых ребят. Куда они идут? В рекламу? Жаль.

Эрик Ахмедьяров
Фото: Марина Ватанская


Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

0
0