Астрахань Пятница, 22 ноября

Ранний железный век: скифо-сарматские культуры. Часть 2

Если кто не в курсе, то сейчас в тренде яркие изображения животных на одежде. Но мало кто знает, что ещё за много лет до нашей эры законодателями моды стали кочевники Евразии. Да-да, и возможно именно они стали вдохновителями Moschino или Dolce & Gabbana на Fashion week 2021/22. И, как вы поняли, мы продолжаем рассказывать о жизни савроматов, сарматов и других древних народов. 

Но объективности ради, всё, что окружало племена - степь и животные, благодаря которым и выживали древние народы. Так что фантазия людей заканчивалась именно там, где их глаза встречались с очередной мохнатой жертвой. Звериный стиль кочевники внедряли не только в одежду, но и в свой быт. Но дабы не ошибиться в предположениях и фактах, мы передаём слово нашему эксперту, научному сотруднику Астраханского Краеведческого музея, Георгию Стукалову. 

"Звериный стиль - художественный стиль, в котором главным мотивом являются изображения животных (диких, домашних, мифических). Данный стиль характерен для кочевников Евразии VII в до н.э. по IV в н.э. Звериный стиль делится на несколько подвидов: скифский звериный стиль, центрально-азиатский звериный стиль, савроматский и сарматский звериные стили. Данные названия дают общую характеристику этонокультурной принадлежности и временным рамкам распространения данного стиля. Каждый предмет по стилю и технике можно привязать к разным территориальным и хронологическим рамкам, и каждому стилю присущи уникальные элементы стилистики.

В IV-III вв. до н.э. в поволжских степях появляются савроматы, а затем сарматы, имеющие свою собственную культуру. Сарматская культура сложилась под влиянием многих политических процессов в поледствии культурно-торгового взаимодействия разных народов. А.С. Скрипкин, один из ведущих сарматоведов, связывает некоторые элементы культуры сарматов с Древним Китаем и это тоже логично. На протяжении долгого времени Китаю приходилось взаимодействовать с кочевым миром Волго-Донских степей, и это оказало определенное влияние на материальную культуру сарматов и появление предметов, в которых явно видно смешение этих двух культур", - отметил Георгий.

золото Сарматов

В конце 19 и начале 20 веков звериный стиль, благодаря своей уникальности, привлекает внимание исследователей. Начался активный поиск путей происхождения, семантики стиля, разбор основных сюжетов. Без помощи трудов античный авторов не обошлось. Именно в их работах, ученые нашли описание жизни, быта сарматских племён, а также их религиозные представления. 

Русский историк, Михаил Ростовцев, называет основной характеристикой сарматского звериного стиля полихромию, в частности использование цветных вставок из стекла и камней в украшениях. Не менее интересными являются позы животных. Например, сцены терзаний, переплетенных и скрученных между собой. Именно эти мотивы стали неотъемлемой частью сарматской культуры. 

Важно понимать, что сарматский стиль формировался под влиянием других народов, во многих предметах видны характерные черты, это также связанно с кочевым образом жизни, так как ювелирное дело является большей частью оседлым производством и мало подходит для номадов. 

"Мы предполагаем, что звериный стиль этих народов связан напрямую с их кочевым образом жизни, причем существовала определенная дифференциация изображений животных, связанная с классовостью сарматского общества. Например, изображения хищников зачастую ассоциировались с воинами. Многие ученые также связывают зооморфные изображения на изделиях с сакрально-магическими назначениями. Звериный стиль, судя по всему, был завязан на мировоззренческих представлениях сарматов, а также на их отношении к другим народам, т.е. сначала зверь занимал свою нишу в представлении сарматов о мире, а затем просто переносился на предмет", - подчеркнул наш собеседник.

золото Сарматов

Нина Попова

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

археология в АстраханиКраеведческий музей в Астраханимузей в Астраханираскопки в Астрахани
0
0