Ранний железный век: скифо-сарматские культуры. Часть 2
Читайте также:
- Учредитель "Кавказского узла" признан иногентом (20.11.2021 13:51)
- Как из маленького кафетерия в Астрахани выросла сеть атмосферных кафе (19.11.2021 09:55)
- Конфликты и падения “Астраханочки", “Волгарь” на дне ФНЛ и бронза в Токио: итоги 2021 года в астраханском спорте (20.11.2021 13:30)
- Работники астраханского отдела соцзащиты массово уволились из-за чрезмерной нагрузки (17.11.2021 16:23)
Но объективности ради, всё, что окружало племена - степь и животные, благодаря которым и выживали древние народы. Так что фантазия людей заканчивалась именно там, где их глаза встречались с очередной мохнатой жертвой. Звериный стиль кочевники внедряли не только в одежду, но и в свой быт. Но дабы не ошибиться в предположениях и фактах, мы передаём слово нашему эксперту, научному сотруднику Астраханского Краеведческого музея, Георгию Стукалову.
"Звериный стиль - художественный стиль, в котором главным мотивом являются изображения животных (диких, домашних, мифических). Данный стиль характерен для кочевников Евразии VII в до н.э. по IV в н.э. Звериный стиль делится на несколько подвидов: скифский звериный стиль, центрально-азиатский звериный стиль, савроматский и сарматский звериные стили. Данные названия дают общую характеристику этонокультурной принадлежности и временным рамкам распространения данного стиля. Каждый предмет по стилю и технике можно привязать к разным территориальным и хронологическим рамкам, и каждому стилю присущи уникальные элементы стилистики.
В IV-III вв. до н.э. в поволжских степях появляются савроматы, а затем сарматы, имеющие свою собственную культуру. Сарматская культура сложилась под влиянием многих политических процессов в поледствии культурно-торгового взаимодействия разных народов. А.С. Скрипкин, один из ведущих сарматоведов, связывает некоторые элементы культуры сарматов с Древним Китаем и это тоже логично. На протяжении долгого времени Китаю приходилось взаимодействовать с кочевым миром Волго-Донских степей, и это оказало определенное влияние на материальную культуру сарматов и появление предметов, в которых явно видно смешение этих двух культур", - отметил Георгий.
В конце 19 и начале 20 веков звериный стиль, благодаря своей уникальности, привлекает внимание исследователей. Начался активный поиск путей происхождения, семантики стиля, разбор основных сюжетов. Без помощи трудов античный авторов не обошлось. Именно в их работах, ученые нашли описание жизни, быта сарматских племён, а также их религиозные представления.
Русский историк, Михаил Ростовцев, называет основной характеристикой сарматского звериного стиля полихромию, в частности использование цветных вставок из стекла и камней в украшениях. Не менее интересными являются позы животных. Например, сцены терзаний, переплетенных и скрученных между собой. Именно эти мотивы стали неотъемлемой частью сарматской культуры.
Важно понимать, что сарматский стиль формировался под влиянием других народов, во многих предметах видны характерные черты, это также связанно с кочевым образом жизни, так как ювелирное дело является большей частью оседлым производством и мало подходит для номадов.
"Мы предполагаем, что звериный стиль этих народов связан напрямую с их кочевым образом жизни, причем существовала определенная дифференциация изображений животных, связанная с классовостью сарматского общества. Например, изображения хищников зачастую ассоциировались с воинами. Многие ученые также связывают зооморфные изображения на изделиях с сакрально-магическими назначениями. Звериный стиль, судя по всему, был завязан на мировоззренческих представлениях сарматов, а также на их отношении к другим народам, т.е. сначала зверь занимал свою нишу в представлении сарматов о мире, а затем просто переносился на предмет", - подчеркнул наш собеседник.
Нина Попова
Новости на Блoкнoт-Астрахань