Разделяй и властвуй: как в Астрахани развивается раздельный сбор мусора
Читайте также:
- Астраханцев ждет необычная ночь (03.11.2018 10:00)
- Астраханскому депутату Госдумы может не хватить на еду и одежду (02.11.2018 21:00)
- Чьи вы, хлопцы, будете, кто вас в бой ведет? (02.11.2018 17:13)
32-летний астраханец Дмитрий Беспалов в начале прошлого года занялся пропагандой и внедрением раздельного сбора мусора в Астрахани. Как развивалась его компания, зачем вообще все это нужно и с какими проблемами пришлось столкнуться – в нашей рубрике «Лица города».
- Дима, лично для тебя раздельный сбор мусора – что это?
Это очень хорошая привычка. Поняв для себя и приняв раздельный сбор, ты понимаешь, что можешь чуточку изменить этот мир. Начав с себя.
- А как ты решил заняться этой темой?
- Пришел к этому далеко не сразу, этому предшествовал долгий путь работы в совершенно других сферах. В 2007 году окончил астраханский филиал МЭСИ, получил диплом информатика-экономиста и поехал за ложными провинциальными иллюзиями в Москву. Там пробыл около восьми месяцев, затем вернулся обратно. Приехав в Астрахань, не знал, куда себя деть, чем заняться. В итоге устроился в страховую компанию, где проработал около пяти лет, параллельно занимаясь благотворительностью, организацией культурно-массовых мероприятий. Например, участвовал в организации международного фестиваля «Snickers Урбания» в 2011 году. После страховой сферы перешел работать в городскую администрацию в отдел молодёжной политики. В итоге ушел оттуда в индивидуальное предпринимательство, наше агентство искало промышленные здания, интерьеры, офисы, чтобы украсить их граффити. Но как-то не пошло дело, пришлось закрыть ИП.
А потом я женился и после свадебного путешествия решил открыть ООО «Искусство и серебро». Ювелирная тема меня давно волновала и будоражила, особенно после путешествия на мою вторую родину - в Марокко, в Северную Африку. Там очень сильно распространено ремесленное дело по серебру, кожевенное ремесло. Как-то по одной из молодёжных программ мне удалось попасть в Дагестан, в древний посёлок Кубачи, у которого многовековая история. Там тоже невероятно развито ремесленное дело. Загорелся, приехал сделал сайт. Делал его очень долго, как самоучка. Около полугода ушло на создание и регистрацию компании. Так всё и запустилось с галереей «Art & silver». Параллельно я снова пришёл в страховую отрасль, правда не надолго, видимо, люди правы - дважды в одну реку не войти.
Затем был период забвения у меня, около двух лет. Не то, что была безработица, но не тянуло меня ни на кого работать. Поменялась система ценностей в голове. Долго думал, чем же заняться. А потом начал участвовать в экологических экспедициях, в частности отправился в экологическую экспедицию «Дельта». По сути оттуда и началось то, чем я занимаюсь сейчас. Мы с ребятами ходили по берегам Астраханской области и отчищали их от бича современности – пластиковых бутылок. Когда проект закрыли, решил коммерциализировать мусорный вопрос. Много читал, благо информации было в Сети достаточно. И наткнулся на то, что вторсырье - это не только переработка, но и хорошие деньги. Долго вычислял, считал экономику, рисовал цифры и, в принципе, всё хорошо и красиво сходилось. После чего с одним из моих товарищей, он тоже астраханец, но работает сейчас в Перми, мы в обычном трёпе в беседке напротив с бутылочкой пивка, как это бывает, начали генерировать идею и наткнулись на идею с отходами. Всё закрутилось-завертелось, нарисовали бизнес-план. Привлекли ещё одного молодого человека, его я не знал, это был друг моего коллеги. Они выступали в роли инвесторов, а я в роли реализатора этого направлении в Астрахани. Так началась история компании «Экоград» в 2017 году, в январе появились первые контейнеры по городу. В начале их было всего 12-13, потом начали разрастаться. Забегая вперед скажу, что на данный момент в Астрахани более 150 контейнеров.
А тогда, год назад, мы быстро поняли, что действуем правильно, когда через месяцев семь-восемь вышли в ноль. Расходов уже не было, денег инвесторов уже не надо было. Окупали себя и выходили потихоньку на прибыль.
- Какое достижение «Экограда» ты считаешь главным?
Самая большая заслуга «Экограда» - нам удалось привлечь внимание населения к этой проблеме. Не просто привлечь: как медведь из зимней спячки из берлоги вышел, так и многие люди вышли. До того, как начал работать в «Экограде», не знал, что многие люди ратуют за это дело. Раздельно собирают у себя отходы, стараются отправлять на переработку. Но, к сожалению, до этого люди собирали непонятно для чего. Человек мог собирать год, два, три и не знал, куда это отправить.
А еще во время работы в «Экограде» нам удалось закрепиться с ребятами из Гринписа российского, мы и сейчас поддерживаем с ними отношения. Нам удалось занести Астрахань в карту переработки «Recyclemap» – это гринписовский федеральный проект, на карте города, где реализован раздельный сбор. Там люди смотрят, в какой точке города стоит контейнер или находится пункт приёма, какой вид вторсырья он принимает, все контакты и тому подобное.
- Но в какой-то момент что-то пошло не так?
Да, началась эпопея с региональным оператором, так называемым федеральным монополистом, который пришёл как царь и бог, мол, только он может ведать и владеть этими вопросами, мусором на территории Астраханской области. Долго мы пытались с ним договориться. В итоге остановились на определённых условиях: я перейду к ним работать, буду заниматься тем же направлением, а взамен они выполнят ряд определённых условий, одним из которых было приобретение компании «Экоград» вместе со всем имуществом: с контейнерами, машинами, вторсырьём. Пожали руки, начали работать. К сожалению, до настоящего времени обязательства, которые они взяли на себя, не выполнены в полном объёме, в частности по компании «Экоград» - прошло полгода, а воз и ныне там. Позвали они меня, потому что им необходимо было внедрять раздельный сбор мусора, а такая инфраструктура уже была налажена и опыт имелся именно у меня.
Согласно закону, «ЭкоЦентр» должен не только заниматься вывозом мусора, но и внедрять раздельный сбор мусора, заниматься полезными отходами. Не просто захоранивать их на полигоне, а вывозить на переработку либо перерабатывать сам. Переработки у нас в области нет - нет мощностей. То есть регоператор должен выступать в роли заготовителя, должен отбирать полезные фракции, готовить их к переработке и передавать их уже на какой-то профильный завод.
- Что ты планируешь делать в этой ситуации?
Не знаю, что делать, злость сменяется своеобразным смирением, успокоением. Но, скорее всего, я не буду с ними работать. Потому что невозможно работать с этой большой бюрократической машиной, с трудно подвижными механизмами. Тем более у нас разные взгляды и пока мы друг друга не понимаем. Заморожен, например, по непонятным причинам запущенный Мобильный пункт приема вторсырья. Это «Газель», которая курсировала по городу и вывозила тот или иной вид вторсырья у юридических и частных лиц. Самое клевое в этом было, что платить за вывоз нужно было не горожанам, а наоборот: они получали деньги за вторсырье, собранное по раздельной системе. Оплачивалось все, кроме стеклянной тары – ее тоже забирали, но бесплатно. Я не могу залезть в голову руководства регоператора, чтобы понять, почему это закрыли.
Редакция «Блокнота» пыталась выяснить позицию «Экоцентра» по озвученной в интервью проблематике, однако регоператор от комментариев отказался.
Новости на Блoкнoт-Астрахань