«Сидеть на скамейке - это преступление» - Виталий Дмитриевич Лоянич
Фото: Сергей Степанов
Читайте также:
- В эти выходные астраханцев ждет насыщенная культурная программа (28.05.2022 13:23)
- В Астрахани несколько центральных улиц закрывают на ремонт (28.05.2022 08:43)
- Астрахань тогда и сейчас: вид на Мост влюбленных (27.05.2022 13:20)
Известный астраханский фотохудожник Виталий Дмитриевич Лоянич в свой день рождения рассказал редакции «Блокнот Астрахань» о семье, деле жизни, Олимпиаде-80 и президенте Путине.
Заголовком для этого материала послужил главный жизненный принцип знаменитого фотохудожника, члена Союза журналистов России, заслуженного работника культуры Виталия Лоянича. 27 мая он отметил свой 87-й день рождения. Наша беседа с Виталием Дмитриевичем постоянно прерывалась из-за бесконечной череды звонков: коллеги, друзья, общественники спешили поздравить уважаемого именинника.
Виталий Лоянич по праву считается одним из старейших фотографов области, в его арсенале событий – кругосветка, крупные политические и общественные встречи и мероприятия, Олимпиада-80, визиты президента России и крупных лиц государства, изданные фотокниги, снятые документалки, художественные выставки, региональные и федеральные награды, победы в конкурсах и фестивалях. И в день его рождения мы решили поговорить с Виталием Дмитриевичем о разных эпизодах его жизни.
Виталий Лоянич родился в Узбекистане в 1935 году. Школьное образование получил в Сталинграде, после поступил в Астраханскую мореходку. Учеба всегда давалась ему легко, так как Виталий Дмитриевич всегда умел слушать внимательно и вдумчиво.
9 января 1958 года родилась новая семья Лояничей: в ЗАГСе был зарегистрирован брак Виталия Дмитриевича и Людмилы Михайловны Антоновой. В 2022 году супруги отметили 64 года совместной жизни. Сейчас в семье фотохудожника двое детей и внуки. Виталий Дмитриевич, несмотря на солидный возраст, ведет активную деловую и общественную жизнь.
Виталий Дмитриевич, почему Вы решили стать фотографом?
А я не фотограф, я – фотолюбитель (улыбается). Друг у меня был школьный, Валера Белов, он купил любительский фотоаппарат, а я помогал ему – мы вместе проявляли плёнки, печатали маленькие фотографии. После школы я поступил в Астраханское мореходное училище в 1953 году. Мы (семьи того времени – прим.авт.) в то время жили небогато, стипендия составляла 50 рублей, и на все училище (700 курсантов) было всего 3 фотоаппарата, один из них – мой. Я купил его по случаю в 1954 году, благодаря тому, что после учебы мы с друзьями подрабатывали, ночами разгружали вагоны, и у меня была скоплена небольшая сумма на покупку. Это был немецкий трофейный фотоаппарат, мой первый: такой с гармошкой, без наводки на резкость, без экспонометра. На упаковке с плёнкой (немецкая плёнка Arfa 45 единиц) рисовалась инструкция, по которой мы вручную выставляли резкость, определяли подходящее расстояние до фотообъекта. Нас привлекали к освещению всех мероприятий, праздников. Потом, ночами мы сидели в баталёрке (склад, каптёрка на мореходном жаргоне – прим.авт.) и проявляли плёнку, печатали фотографии.
Помимо фотографии, Виталий Дмитриевич занимался и живописью. К нему обращались с заказами картин. Также рисовал на циферблатах наручных часов. Такое увлечение тоже приносило фотохудожнику дополнительный доход. Однажды, в поездке на пароходе пассажиры увидели, как Виталий Дмитриевич, сидя на палубе, рисовал заказ для однокурсника. Прохожие стали просить молодого курсанта нарисовать пейзажи на часах, таким образом, автор заработал 135 рублей за день.
Мой главный девиз: Сидеть на скамейке – это преступление! Мне поступали разные заказы, меня приглашали на мероприятия. Тогда не было такой техники, как сейчас. Приходилось возить с собой 2-3 фотоаппарата с уже заправленной плёнкой, чтобы успевать снимать без перерыва. Иногда, когда плёнка все же заканчивалась, менял ее буквально на бегу.
В 1981 году Виталий Дмитриевич совершил кругосветное плавание на паруснике «Седов» (в прошлом году парусник отметил свое 100-летие):
Памятное плавание, длительностью 4 месяца, это была напряженная работа: парусные авралы, шторма. На борту было 170 курсантов их 2х учебных заведений Астрахани и Калининграда. Мы проводили соревнования между ними прямо на палубе. Это был интересный опыт.
В то время Виталий Дмитриевич работал на технике серии «Красногорск», использовал и профессиональные киносъемочные камеры «Кинор»: для черно-белой и цветной съемки. Так, в 1982 году, после кругосветного плавания, фотохудожник снял 16-минутный фильм «Под парусами», который вышел в телеэфир 6 ноября 1982 года, и это был первый показ цветного фильма на астраханском телевидении.
А какие сюжеты Вы предпочитаете снимать? Природу, архитектуру, людей?
Я все люблю, я всеяден. У меня нет только подводных съемок и Космоса, все остальное есть. Даже в родильном доме снимал.
Пока Виталий Дмитриевич просматривал в компьютере папки с архивами, наш корреспондент увидела среди них интересное название «Путин с рыбкой» и поинтересовалась, о чем эти фотографии, и правда ли, что фотохудожник фотографировал Президента России?
Да, здесь фото с поездки Владимира Владимировича на предприятие «Биос» в 2007 году. Он участвовал в выпуске осетровых в Волго-Каспийский бассейн. Он брал рыб и по желобу пускал их в воду. И тут неожиданно он поднес рыбу к лицу и поцеловал ее, а потом выпустил. Мне удалось запечатлеть этот поцелуй, потому что у меня реакция хорошая. Таких кадров в мире, наверно, всего три, так как рядом на борту, кроме меня, снимали еще два человека. Остальные, операторы, стояли дальше.
Вижу, Вы снимали Олимпиаду 1980 года в Москве?
Мой друг помог получить несколько билетов на закрытие Олимпиады. На стадионе присутствовало 94 тысячи зрителей. Когда фигура мишки стала подниматься в воздух, такая вокруг тишина была! Все 94 тысячи молча провожали символ Олимпиады, наверно, если бы муха пролетела, было бы слышно. Рядом сидели иностранки, все время, пока мишка поднимался в небо, они плакали. Потом на больших экранах показывали греческие мультфильмы, и даже когда показ закончился, все зрители продолжали сидеть на местах. Это было очень памятное для меня событие.
Виталий Дмитриевич рассказал, что во многом учился мастерству у нашего земляка, фотографа Марка Степановича Редькина. На момент начала Великой Отечественной войны Марк Редькин находился в Выборге, там он работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Всю войну он проработал в этой сфере и даже был аккредитован на подписание Акта о капитуляции в Берлине.
Я всегда готовлюсь к съемке, все продумываю. В толпу не лезу, просто предварительно спрашиваю у организаторов, в каком направлении будет двигаться делегация, или гости? И встаю впереди по ходу движения заранее. Этому правилу меня также научил Марк Степанович. Он вообще был фотограф-оператор, всегда продумывал сценарий заранее. Но и экспромт тоже приветствуется. Я всегда говорю так: прежде чем сменить позицию, оглянись назад. Вдруг, перейдя на другую точку съемки, ты будешь кому-то из коллег мешать в кадре.
Редакция «Блокнот-Астрахань» от всей нашей большой журналистской души поздравляет Вас, Виталий Дмитриевич, с днем рождения! Мы желаем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, благополучия, мира и спокойствия, новых творческих открытий, свершений, улыбок!
Вероника Соколова
Новости на Блoкнoт-Астрахань