Астрахань Суббота, 11 Июля
Общество, 31.05.2020 11:10

Собачье сердце: как четвероногие педагоги помогают особенным малышам-астраханцам

Мы в редакции «Блокнота-Астрахань» не меньше своих читателей устали от негативных новостей про коронавирус, экономику и коварные планы правительства по массовому чипированию населения. Поэтому этим воскресным днем мы хотим предложить вашему вниманию добрый рассказ о том, как четвероногие друзья человека помогают особенным малышам-астраханцам.

Журналист «Блокнот-Астрахань» пообщался с сотрудницей астраханского «Научно-практического центра реабилитации детей «Коррекция и развитие» Юлией Смагиной, рассказавшей нам, как канистерапия помогает детям с особенностями развития адаптироваться к миру.

п.jpg

Канистерапия - инновационный метод реабилитации. Лечебная кинология активно применяется при лечении взрослых и детей и особенно эффективна при работе с детьми с синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом, а также помогает гиперактивным детям, малышам, имеющим проблемы в общении и поведенческой сфере, страдающим от депрессии, жертвам насилия в семье и сексуального насилия.

Юлия Смагина пришла работать в центр воспитателем в 2006 году, спустя пять лет перешла на должность учителя-дефектолога, а через год прошла обучение в столичном «Учебно-кинологическом центре «Собаки-помощники инвалидов». Там же прошла подготовку и обучение и золотистый ретривер Поэма, работающая в центре с 2012 года. Она стала второй четверолапой сотрудницей учреждения – ее коллега Чара приступила к своим обязанностям еще в 2009 году. 

1.jpg

2.jpg

Восемь лет Чара и Поэма были отличным тандемом, но в январе Чары не стало – она умерла, не дожив пяти месяцев до 14 лет. Теперь 9-летняя Поэма трудится за двоих.

«К  работе допускаются лишь самые добрые и умные щенки, которые любят руки, лишены агрессии, не трусливы, эмоционально и психически устойчивы. Идеальными поводырями считаются лабрадоры, в терапевты выбирают золотистых ретриверов. Такие собаки хорошо поддаются дрессировке, у них устойчивая психика, не агрессивные, у них светлая, длинная, приятная на ощупь шерсть, которая очень нравится детям – это важно для канистерапии. Главное – убедиться в отсутствии агрессии у животного. Это делают в специальном кинологическом центре, где собака проходит ряд тестов и обучение», - рассказывает наша собеседница.

п1.jpg

Летом занятия проходят на свежем воздухе. Зеленая трава, солнце, большая добродушная собака ходит среди детей, каждому подает лапу и улыбается. Дети гладят собаку и с огромным удовольствием проговаривают свои имена. Малыши учатся правильно подавать команды, играют в прятки, закрепляют название частей тела животного.

Зимой уроки перемещаются в зал: выкладывается горка из цветных модулей и собака помогает разобраться с цветами мячиков и их подсчетом.

Центр посещают дети с диагнозом ранний детский аутизм, которые полностью погружены в себя, но с помощью Поэмы они начинают общаться, улыбаются ей, произносят свои первые слова.

Скриншот 31-05-2020 121247.jpg

На занятия приходят около 70 ребятишек с ограниченными возможностями здоровья. Это абсолютно разные дети. Если ребенок боится собаку, ни в коем случае нельзя ругать малыша за это. Особому ребенку нельзя говорить слово «не бойся», так как у таких детей выпадает частица «не». Когда малыш отказывается заниматься с собакой или кричит, преподаватели, взяв ребенка за руку, не жалеют его, а заставляют заниматься вместе с собакой и объясняют родителям, что действуют во благо ребенка.

Занятие за занятием преподаватели терпеливо помогают ребенку приблизиться к собаке и тем самым находить контакт с ней. Сначала малыш дотрагиввается до мягкой шерсти кончиками пальцев, а потом уже гладит ее полностью раскрытой ладошкой от головы до хвоста собаки. Поглаживание ладошкой по шерсти собаки приводит в норму сердечную деятельность, улучшает настроение, происходит снижение гормонов стресса, приходит в норму пульс и частота дыхания ребенка. Положительно это влияет и на развитие мелкой моторики - активизируются моторные речевые зоны головного мозга и вследствие этого - развивается речевая функция. Во время занятий собака медленно передвигаться и останавливаться, чтобы ребенок самостоятельно справился с заданием, которое он должен выполнить.

п5.jpg

Каждый урок начинается и заканчивается с угощение животного с раскрытой ладошки. Любимое лакомство Поэмы – зеленые яблоки. Ритуальное общение способствует выработке полезных поведенческих стереотипов в общении с животным. Кормление с руки – это работа со страхами на уровне тела, своеобразный тренинг на доверие и расслабление.

После приветствия начинается ходьба и бег в разном темпе с собакой на поводке по кругу, время от времени малыш останавливается, чтобы погладить животные – полностью раскрытой ладошкой. Ребенок держит поводок вместе с педагогом. Как только ребенок берет в руки поводок, у него появляется связь с ней. Причем главный в этой команде — ребенок. Педагог вместе с ним дает основные команды собаке: «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!». Дети проговаривает каждую команду самостоятельно или хотя бы пытаются проговорить ее вместе с педагогом. Очень часто даются задания на послушание – апортировка: выбрасывание правой руки с игрушкой и команда «Апорт!», «Дай!». Для этого упражнения хорошо подходят игрушки. Фавориты среди них у Поэмы - мягкие зайчик и медведь.

п4.jpg

Чтобы снять повышенный мышечный тонус ребенка, педагоги организовывают живую теплую подушку из собаки, используя упражнение «Коврик». Многие дети не выделяют себя и собственное тело из окружающего мира, это основная причина формирования искаженного представления о себе. При нарушениях восприятия собственного тела ухудшается способность центральной нервной системы управлять движениями тела, что видно по неустойчивости позы ребенка, по поиску дополнительных опор при стоянии, сидении, ходьбе. Такие дети не могут самостоятельно передвигаться, наблюдается неопознанность при восприятии себя. Для коррекции этих нарушений ребенка кладут на живой коврик - сначала на живот, затем на спину – и проводят упражнения на формирование адекватных тактильных ощущений.

п6.jpg

Сейчас в центре «Коррекция и развитие», как и в других образовательных учреждениях региона, карантин и занятия приостановлены. Однако сразу после победы над коронавирусом Юлия и Поэма вернутся к привычному графику встречи со своими воспитанниками - два раза в неделю. «Блокнот-Астрахань» обязательно посетит центр и покажет вам, как проходят занятия. Так что сегодняшняя наша статься – это только присказка, не сказка. Сказка впереди!

п3.jpg

Анастасия Вербина

Новости на Блoкнoт-Астрахань
1
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемоеПонравившееся