Астрахань Суббота, 20 апреля

Астраханский шлях: сегодня 300 лет со дня основания первой почтовой дороги в Астрахани

В разных источниках указываются несколько периодов формирования первых почтовых транспортных сообщений. В списке и Хазарское царство, и Золотая Орда, и Татарская Астрахань, и Астраханское ханство. Но первое официальное назначение почтовых путей случилось по распоряжению императора Петра I. Произошло это 7 августа 1722 года.

В 1695 году Петр, во время подготовки к Азовскому походу, распорядился организовать почтовые прогоны от Москвы до Царицына (современный Волгоград). Это решение стало началом формирования астраханского тракта.

Через 23 года, в 1722 году, император вел подготовку уже к следующему походу на Персию, и от именно тогда он увидел потребность в организации почтовых путей до южного форпоста на Каспии. Петр издал Указ об организации постоянной дороги Москва-Астрахань и подстав (почтовые дворы) на ней. В официальных документах эта дорога получила название Астраханский почтовый тракт (в народе – Астраханский шлях). Этот тракт проходил через города Коломна, Зарайск, Скопин, Ряжск, Козлов (современный Мичуринск), Тамбов, казачьи станицы, Царицын, а от него по правому берегу Волги до Астрахани. Примерно в это же время на юге России образовался и Астраханско-Кизлярский тракт, он был проложен вдоль северо-западного берега Каспия.

Согласно реестру, составленному лично императором, на тракте расположились всего 12 таких почтовых дворов. На каждом находились: офицер или солдат, 12 лошадей, 4 городовых или казаков, 7 крещеных татар. На Волге у дворов должны стоять на причале по 2 лодки с тремя солдатами в каждой с целью охраны. Основной частью пересылок была официальная документация органов власти и дипломатическая почта, поэтому было важно обеспечивать охрану на всем пути следования отправлений.

Для экономики юго-восточной территории страны Астраханский тракт имел большое значение. В теплое время шлях становился главным путем перегона скота, так как обрастал травой. По пути сгоняли стада скота, на сезонные ярмарки подвозили множество товаров с юга и центра России. Зимой дорога не пустела: торговые обозы передвигались по тракту круглогодично.

Между почтовыми дворами насчитывалось от 20 до 46 верст (1 верста = 1,07 километра). В границах Астраханской губернии почтовой гоньбой занимались казаки. В зимнее время для перевозки использовали лошадей, летом – по реке на лодках.

С появлением сел вдоль пути следования потовых отправлений с этих населенных пунктов выделялись ямщики и повозки для перемещения почты. А за все почтовое дело в губернии отвечало Астраханское почтовое правление. Чтобы путники не сбились с дороги, в селах соблюдали давний обычай – «звон по метели»: когда темнело, на колокольнях начинали бить в колокола звонари.

Вера Никанорова, по материалам статьи И.Р. Закожурниковой «История Астраханского почтового тракта»




Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

история Астраханского краяАстраханский почтовый трактПерсидский поход Петракалендарь Астрахани
0
0