Астрахань Воскресенье, 24 ноября

Ту-тух-ту-тух: как в Астрахани появилась железная дорога

110 лет назад, 12 декаря 1909 года, с окончанием строительства Болдинского моста была введена в эксплуатацию Астраханская железная дорога, соединившая Астрахань с Центральной Россией.

Вопрос об устройстве железной дороги от Саратова до Астрахани в Министерстве путей сообщения России рассматривался еще в 1853 году. Однако в середине XIX века отечественная промышленность еще была просто не способна решать масштабные проекты железнодорожного строительства.

Не проявляли активности в вопросе сооружения железных дорог и астраханские купцы и промышленники. С их точки зрения наиболее приемлемым был волжский путь, и поэтому все средства вкладывались в судостроение. Но Волга несколько месяцев в году покрыта льдом, а летом в верхнем и среднем течении часто мелела настолько, что судоходство крайне затруднялось. В 90-е годы XIX века центральная власть признала необходимость железнодорожного пути к крупному российскому городу в устье Волги. Дело в том, что торговое значение Астрахани начало всё более крепнуть. Способствовали этому в том числе и освобождение крестьян, и развитие пароходства, и растущий рыбный промысел. Продуктами рыболовства Астраханский край торговал ещё задолго до русского владычества, поэтому к середине XIX века рыбный промысел стал приоритетным в здешней торговой жизни. Например, только в 1896 году в водах местных рек было поймано поштучно: сельди – 94 миллиона, воблы – 210 миллионов, щуки – 1 миллион 300 тысяч, севрюги – 124 тысячи, а также 110 тысяч осетров, 23 тысячи стерлядок, 31 тысяча лососей и 710 тысяч пудов других сортов рыбы. Преуспели астраханцы и в добыче икры – современного российского деликатеса: белужьей икры было добыто 6 тысяч пудов, осетровой – 7 тысяч пудов. Вскоре Астрахань становится лидером по торговле рыбой и её продуктами не только в России, но и в мире. Годовой оборот астраханской рыбопромышленности достигает 40 – 45 миллионов рублей. Ловлей рыбы и уборкой её на промыслах было занято до 160 тысяч человек в год, с приблизительным заработком в 4 миллиона рублей.

24 ноября 1899 года в Министерстве путей сообщения состоялся доклад начальника управления по сооружению железных дорог «О сооружении Астраханской железной дороги». Обсуждение затянулось на несколько лет, поскольку выявились серьезные расхождения по вопросу – вести линию от Саратова или от Царицына.

22 апреля 1903 года под личным председательством императора Николая II состоялось совещание, на котором было решено связать Астрахань с центральными районами железной дорогой через Саратов. Общая смета на постройку Астраханской железной дороги, составленная управлением Рязанско-Уральской железной дороги, составила 25 миллионов рублей. На эту сумму были выпущены гарантированные правительством акции.

Постройка железной дороги на Астрахань встретила большие трудности. Дорога пролегала по нескольким климатическим зонам с неблагоприятными природными условиями: из 517 верст только 117 прошли по окультуренным территориям тогдашней Самарской губернии. 400 верст пути пришлось прокладывать в полупустынной климатической зоне, где отсутствовали вода и растительность. 38 верст проложено в зоне летучих барханных песков, последние 45 верст прошли по территории Волжской дельты, пересекая реки Ахтубу, Бузан, Болду, Кривой Бузан и Рычу, а также 11 малых водотоков. В мае-июне дельта Волги разливалась настолько, что железнодорожная насыпь проходила среди сплошного водного пространства. Всех мостов в дельте было построено 14. Сооружение мостовых опор в дельте потребовало глубокого заложения оснований, которое на реке Бузан превысило 30 метров. Такая глубина кессонного опускания была достигнута в России впервые.

В 1909 году был построен железнодорожный мост через реку Болду и начал функционировать вокзал на станции Астрахань-1. Сквозное движение поездов через Бузанский мост после ввода его в строй началось с января 1910 года. Протяженность астраханской линии железной дороги составила 517 верст.

Долгое время Астрахань являлась конечным и тупиковым пунктом, откуда не было выхода на Кавказ. Как бы подчеркивая, что линии на Кавказ нет и не будет, здание вокзала на станции Астрахань-1 было построено поперек железнодорожного пути. Здание сооружалось из кирпича на гранитном фундаменте. Отличала строение куполообразная крыша с высоким сводом. Долгое время станция Астрахань-1 являлась конечным тупиковым пунктом, откуда не было выхода на Кавказ.

Железная дорога стала популярным у астраханцев пассажироперевозчиком. В среднем городские станции встречали и провожали ежегодно по 35 тысяч человек. Сегодня вокзальный комплекс станции Астрахань-1 включает здания старого и нового вокзалов. Его расчётная вместимость – 1200–1500 пассажиров в сутки, максимальный же пассажиропоток может достигать 3500 человек ежесуточно.


Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

0
0