Астрахань Суббота, 03 декабря

Астрахань отмечает 300-летие со дня основания Каспийской флотилии

Основными целями создания флота императором стали восстановление торговых связей и укрепление положения России на Каспии. В тот период Петр I готовился к Персидскому походу, а собственный флот на стратегически важном море внес свои правки в географические карты страны: по итогам похода Российская Империя значительно выросла территориально, а заодно и усилила свои позиции на мировой арене.

Петр I с юношеских лет мечтал о восстановлении участия России в торговле на Великом шелковом пути. Это был масштабный торговый маршрут между Западом и Востоком, по которому везли драгоценные камни и металлы, шелка, оружие и т.д. В последствие император говорил: «Благосостояние России поднимется, когда она станет посредницею в торговом отношении между Европой и Азией…».

Хотя Петр I и не был первооткрывателем в области судоходства, но именно он сделал первые, основополагающие шаги к формированию регулярного Военно-морского флота. Так, в 60-х годах 17 века по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены корабли, струги, лодки, галеры и брандеры, ставшие подвижным морским составом Азовской флотилии. А первый закон о российском флоте был подписан в 1696 году: им стало постановление Боярской Думы, принявшей предоставление царя.

После формирования Азовской флотилии у Петра I были грандиозные планы на жизнь государства: повышение авторитета страны и ее влияния среди государств, развитие международных связей в разных сферах. Кроме того, была необходимость в нормализации отношений с Персией.

Подготовка к реализации планов началась в Казани почти за 20 лет до начала Персидского похода. В 1704 году там было основано адмиралтейство и начато строительство кораблей для будущей Каспийской флотилии. К началу 1722 года были построены порядка 200 морских судов и сформирована не малая по тем временам армия: 22 тысячи бойцов с 196 орудиями. Вся эта громада прибыла в Астрахань. К этому же времени российские моряки уже подготовили карту Каспийского моря после проведенных экспедиций.

Кстати, тот самый знаменитый первый русский корабль «Орел», реконструкция которого располагается на Кутуме в районе Лебединого озера в летний сезон, считается по праву флагманом Каспийской флотилии. Хотя «родился» он аж в 1668 году в Дединово.

Несмотря на скудность сведений о технических характеристиках корабля, все же некоторое представление о нем у историков есть. Во-первых, считается, что «Орел» строился по образцу голландского пинаса (парусно-гребное судно). Во-вторых, корабль был относительно небольшим: 24,5 метра в длину, 6,4 метра в ширину, на 1,7 метр осадку с грузом. «Орел» состоял из двух палуб, трех кормовых надстроек (одна на носу, две – на корме) с каютами для офицерского состава.

Отметим, что, как сейчас, так и в те времена, бюрократический аппарат давал осечки. Из-за этого закладка первого корабля состоялась после почти полугода с момента принятия решения. Из-за сезонных особенностей на реке, только через год после спуска на воду можно было заявить о готовности «Орла» к боевым подвигам. Интересно, что Петр лично придумал название для флагмана: в знак государственной принадлежности корабля.

С того момента прошло более 50 лет, прежде чем Петр I совершил свой Персидский поход с достижением всех поставленных целей. И благодаря этим амбициозным планам царя в ноябре наша Каспийская флотилия отметила свое 300-летие.

Вера Никанорова, фотографии с сервиса Яндекс.Картинки


Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

история Астраханского краяновости АстраханиПерсидский поход Петрафлагман Орел
0
0
z1