«При такой работе стоит ходить к психиатру»: астраханский таксист об изнанке профессии
Читайте также:
- Игоря Бабушкина стали чаще упоминать в социальных сетях (10.06.2021 10:41)
- Александр Алымов встал на защиту астраханцев, которых лишают права жить в своих квартирах (09.06.2021 09:13)
- Как будет выглядеть первый астраханский аквапарк, и кто мешает его появлению (08.06.2021 08:30)
Мы часто не замечаем людей, которые стоят за кассой, отмеряют нужную порцию на весах за прилавком, приносят нам посылки или везут нас к месту назначения. Но от них многое зависит: наша жизнь, здоровье или состояние кошелька. Маленькие услуги становятся важными, когда мы не можем сами передвигаться или ищем тот самый вкусный кусочек.
Об особенностях профессии водителя такси сегодня расскажет наш герой – Зол Тумацкий. Корреспондент «Блокнота-Астрахань» расспросил о работе в разных городах, отличиях в классах обслуживания и особенностях агрегаторов. Мы узнаем, как не дать себе сломаться в нервной ситуации, и какие виды мошенничества часто встречаются на дорогах.
- Сегодня профессия таксиста не считается важной. Каждый может поставить навигатор, включиться в программу и начать таксовать на своем или арендованном автомобиле. Расскажи свою историю. Почему таксистом можно остаться и полюбить профессию.
- Я вырос в Астрахани. Летом был в деревне у бабушки. В учебное время приходилось переезжать в сам город. После школы учился на архитектора. Отучился 4 курса колледжа и 2 курса института. Потом сразу пошел работать. Пробовал все подряд. Был и администратором, и официантом, и охранником. Снимался в малобюджетных кино, в эпизодах, в массовке. Был период, когда был актером в театре. Когда отучился на права, то понял, что это мое. Понравилось ездить. Гонять, если честно. Попробовал поработать в такси. Мне нравится водить. Если клиенты торопятся, можно всегда «дать тапочку». Поэтому работа всегда в удовольствие. Это профессия, где много нюансов. Не стоит к ней относиться, как к подработке.
- Где ты работал? В каких городах? Чем отличаются условия?
- Я работал в разных городах. В основном, это Москва, Санкт-Петербург и Астрахань. Люди в разных городах не отличаются. Хотя, могу сказать, что в Астрахани всем подавай золотую карету за 50 рублей. В Санкт-Петербурге и Москве цены за услуги адекватны и при этом люди не столь требовательны. Мои оценки в больших городах не падали. Бывали случаи, когда я немного халявил: мог не помыть машину в грязных условиях, например, в дождь или снег, или уставший буркнул что-то клиенту. В Астрахани, когда «драйвишь» без проблем на идеально вымытой машине и с клиентами вежлив, то все равно кто-нибудь понизит оценку. И это непонятно как происходит. Потому что все клиенты либо молчат, либо адекватно общаются. Понять, кто из них мог занизить оценку, невозможно. Из-за этого неприятно в этом городе работать.
В Москве, чем выше класс, тем менее требовательные люди, а пассажиры проще и не токсичны. Особенно интересно было работать в аэропорту Шереметьево. Многие клиенты сами шли на разговор. Именно от них я узнавал новости о ситуации в мире, иногда получал предложения по подработке.
- В каких агрегаторах ты работал? Чем различаются условия?
- В Астрахани я начинал работать на местном агрегаторе - «Таксолете». Но, в основном, я был в «Яндекс.Такси». В «Таксолете» было неплохо работать. Но когда ты работаешь на компанию, тебе дают больше заказов. Если ты на своей машине, то мне кажется, что приоритет не в твою пользу. Хотя официально такого различия нет. В Москве без разницы и приоритет у всех одинаковый. На какой бы ты машине не был. Во время пандемии в Москве очень часто проверяли таксистов. Смотрели документы до каждой буквы. В противном случае машину отправляли на штрафстоянку, которую было необходимо оплачивать. Я до сих пор каждый день по таксистской программе слушаю, где вылавливают таксистов. В Москве до сих пор нужен весь набор документов: путевой лист, лицензия, диагностическая карта, таксистская страховка. В Санкт-Петербурге у тебя могут посмотреть лицензию, права. Даже страховку проверяют крайне редко. Сотрудники ДПС очень лояльные. В Астрахани могут проверить лицензии, если облава, но это редко.
Я также работал в агрегаторе «InDriver». На нем изначально не было процентов нигде. Но позже в Москве они появились и составляют где-то 10-15 процентов. Заказов по «Индрайверу» меньше, но по нему работать выгоднее. В Санкт-Петербурге такие заказы есть, но меньше чем по «Яндекс.Такси». В Астрахани эту программу используют крайне редко.
В Москве, когда ты устраиваешься работать в агрегатор, то обязательно необходима лицензия. В Санкт-Петербурге спокойно пропускают без нее, хотя она очень желательна.
В Астрахани условно один класс автомобилей. Если класс выше, то тебе подают ту же самую машину, но новее. Есть, конечно, «Комфорт» или «Детский», но он уже не считается, потому что он причисляется к «Эконому с детским креслом».
В Москве я работал во всех классах: «Эконом», «Комфорт», «Комфорт плюс», «Бизнес», «Премиум». Разница в разных классах только в том, насколько ты устаешь. Если работать на полную, то во всех классах зарабатываешь приблизительно одинаково. Ты делаешь меньше заказов по классу выше, а денег столько же, постольку заказы дороже. Но с учетом, что ты отдаешь больше за аренду дорогой машины, в итоге разницы нет. В Санкт-Петербурге ты выматываешься меньше и зарабатываешь одинаково уже во всех классах, не зависимо от аренды. Тут трудность в поиске подходящих условий арендодателя. Многие таксопарки, у которых ты арендуешь машины, что «Бизнес-класс», что «Эконом», требуют, чтобы ты работал в их виртуальном парке. А виртуальный парк - это то, куда идут заказы и приходят безналичные деньги. Там же, в таксопарке, снимаются свои проценты с заказов. В том же «Яндекс.Такси» есть процент агрегатора и есть процент таксопарка. Самые популярные автомобильные парки, которые не требуют, чтобы работали в их виртуальном таксопарке. Опытные люди знают, где таксопарки с минимальными процентами или без процентов. Они просто устраиваются в виртуальный таксопарк, арендуя машину в удобном для них месте. В Санкт-Петербурге за прошедший год настолько был плохо развит «Бизнес», что в «Экономе» можно было заработать больше. Вот у тебя статус (класс), вот у тебя костюмчик, ты едешь на хорошей машине, особо не запариваешься, делаешь немного заказов, но заработать можешь меньше. У меня сейчас своя машина и возвращаться на «Бизнес-класс» не хочется.
- Если нет своей машины, то есть возможность ее арендовать. Какие условия в разных городах и сколько это стоит?
- Аренда в Санкт-Петербурге и Астрахани по цене практически не отличается. Где-то одинаково, где-то рублей на 100-200 дороже, но машины гораздо лучше. За одно и то же время работы (в часах), в Астрахани процентов на 30-40 получается меньше. В Москве обстановка радужнее. Там аренда примерно на 500 рублей больше, но при этом и цены выше, и продуктивность. На своей машине я в Москве не работал, но думаю, что заработок мог бы быть хороший. Топливо везде практически одинакового стоит, разница в 1-2 рубля.
- Как часто можно получить чаевые?
- У меня был случай: села молодая парочка и молодой человек, увидев меня, начал хвалить «О, русский таксист, ты - один на тысячу, молодец, что в такси работаешь». В конце поездки он дал 500 рублей, тогда это были большие чаевые. В Москве и Санкт-Петербурге чаевые оставляют двое из десяти. Если хороший день могут четверо из десяти оставить.
- Сколько заказов может быть в день?
- В среднем, в Астрахани, Москве и Санкт-Петербурге ты делаешь 20-25 заказов. Бывает, доходит до 40, если ты с утра до вечера работаешь. Если на своей машине и вышел похалявить немного, то получается 10-15. В этом случае можно «сделать на карман» 1000-1500 рублей с учетом, что ты заправишься и отдашь проценты. Если у тебя кредитная машина, либо ты хочешь заработать, то эту деятельность нужно воспринимать как работу. Важно понимать, когда работать, когда меньше стоит вовремя отдыхать. Для хорошего самочувствия, стоит работать не более 10-12 часов. Остальное время уходит на личные дела, в том числе на здоровье и сон. В сложной экономической ситуации многие стали пренебрегать этим. Я для себя понял, чтобы прекрасно себя чувствовать и быть в спокойствии, надо с 8 до 10 часов вечера ложиться, и просыпаться с 3 до 5 утра, чтобы выходить на смену. Но при этом надо вставать не сразу.
- У тебя свои утренние ритуалы? Расскажи о них.
- Надо постепенно раскачиваться, позалипать в телефоне, посмотреть новости, подумать о чем-то. Но не закрывать глаза: при любой сонливости ты можешь мгновенно заснуть, по щелчку пальцев. Этого допускать нельзя ни при каких условиях. Встал, раскачался, сделал гимнастику, если работаешь в такси постоянно. Из-за сидячей работы есть риск заработать межпозвоночную грыжу. Надо обязательно делать гимнастику, чтобы чувствовать себя человеком и ничего не ломалось.
- Когда лучше работать? Всегда ли можно получать с такой деятельности?
- В Астрахани за последние годы работа улучшилась. Зашло приложение «Яндекс.Такси» и оно стало варьировать цены. За счет понижения пассажирам стало удобно пользоваться. Таксистам такие расценки не нравятся. Мои коллеги считают, что 45 рублей за поездку - это оскорбительно. С другой стороны, например, в «Яндекс.Такси» существуют гарантии. Что такое гарантия? Если ты выполняешь определенное количество поездок и у тебя все цены не выходят за минимальный ценовой барьер, то поездки выравниваются на минимальные 120 рублей. Например, все поездки в течении дня были по 50 рублей, и «Яндекс.Такси» добавляет свои деньги, а это плюс 70. Таким образом, минимальная стоимость поездки становится 120 рублей. Именно для водителя. Но обычно выходит, что все поездки в среднем больше.
Если не брать в расчет условия «Яндекс.Такси», то основной сезон для таксистов - лето. Все потому что в это время моряки уходят в плавание. Когда они «на земле», а навигационный период длится с середины осени до середины весны, они садятся в такси и водителей становится больше. И в среднем работы на каждого таксиста становится меньше. Раньше после Нового года был не сезон заказов. Все деньги потрачены и многие сидят дома либо перемещаются на маршрутках и автобусах. Повышается спрос на 8 марта и 23 февраля. Но основная работа – это лето и Новый год. Все остальное время - средний чек. Сейчас сезон практически круглый год. Приложения правильно сделали, что снизили цены. После Нового года работа стала сохраняться, хотя и по минимальным ценам. Люди все равно заказывают такси.
За это время я освоил много смежных профессий. Я могу работать с машинами в разном формате: починить, сделать кузовной ремонт или покрасить. Я научился оказывать первую медицинскую помощь и стал отличным психологом. Сейчас ко мне приходят просто за советом.
- Что теряют в такси? Где можно найти то, что оставили в салоне?
- Вещи теряют редко, но метко. Кто-то телефон забудет, кто-то наушники. Бывает, люди про них совсем забывают. Иногда оставляли кошельки. А через агрегатор обычно с клиентом связаться нельзя. Если клиент сам не вышел на связь, то ему уже ничего не отдашь. Когда не получается связаться, надо привозить в таксопарк и ждать, что клиент все заберет. Но такое бывает не часто. Были истории, что люди звонили, говорили, что заберут или записывали личный номер, но пропадали. Большинство таких вещей пылится в таксопарках. Был один случай, когда работал в «Бизнес-классе», в квартале Москва-Сити был потерян кошелек, в котором лежали пачки пятитысячных купюр. Еще там лежали визитки и карточки, благодаря которым я не без труда нашел контакт хозяина. Были мысли оставит себе, но я знаю такое слово как карма и совесть. Позвонив хозяину кошелька, мне показалось, что он не ожидал и был не сильно озадачен потерей. В итоге мы встретились и он меня отблагодарил одной пятитысячной купюрой.
- Почему это нервная работа? Какие случаи самые запоминающиеся? Что делать, если пассажир кричит и снимает на телефон?
- Любая работа, связанная с людьми, нервная. В такси люди начинают постигать дзен. Я думаю, что при такой работе стоит ходить к психиатру, не к психологу. В некоторых вопросах, когда очень сильно задевают нервную систему, сам проработать практически не можешь. Даже если ты опытный и сдержанный человек. Учимся работать, не обращать внимания на не уравновешенных клиентов, которые могут сказать и сделать все, что угодно. Нервных случаев было много, но один запомнился. В Астрахани сели в такси в классических костюмах двое кавказцев, вдвое больше меня. Предстояло ехать не так уж и далеко. Они ставят точку, куда необходимо заехать. Таким образом, получилось две точки. Обычно доплачивать никто не собирается. Они говорят, что проехать надо именно так. Я предлагаю короткий путь по-другому. Один из них стал угрожать, что свернет шею. Я максимально спокойно для себя довез до первой и второй точки. Они бросили деньги на переднее сидение. И вроде бы не бедные люди, солидно выглядящие, взрослые, могли бы просто попросить или доплатить, но они берут силой и их ничего не интересует. Надо прорабатывать такие моменты и держаться. Это рабочее: или ты смиришься с тем, что просто такое бывает, или стоит менять профессию.
Бывают громкие случаи конфликтов с таксистами, которые записываются на видео и выкладываются сеть. Я думаю, что это хайп. С опытом понимаешь, что такие случаи происходят часто. Если бы мне сказали, то же, что во время недавнего скандала на видео в такси, я бы сразу поехал до отделения полиции. Но главная проблема, что такие клиенты жалуются на водителей и нас пожизненно блокируют, не давая больше работать. Чем выше класс, тем жестче требования: в «Эконом» просто поругают, сделают выговор, на день или два заблокируют. Если класс выше, «Комфорт плюс» или «Бизнес», то по жалобе клиента, в лучшем случае, заблокируют и вызовут для выяснения обстоятельств, в худшем – совсем заблокируют аккаунт. И некоторые этим пользуются для мошенничества.
- Какие случаи мошенничества ты помнишь? Как часто это происходит?
- В «Бизнес-классе» было несколько случаев, что люди доехали, говорят, что заплатили, а ты сказать им ничего не можешь и ждешь перевода. Иногда берешь номер телефона. Ждать никто не хочет и пассажир уходит. В итоге телефон отключен, а перевода нет. Случаи мошенничества бывают и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Но в Астрахани очень часто. В месяц могут обмануть на 1000-1500 рублей. Особенно если не понимаешь, как это происходит. Часто говорят, мол, я зайду домой и возьму деньги, оставлю пакет. А в пакете мусор. Пассажир вышел с другой стороны двора или дома, и пропал. Бывает, показывают экран телефона и говорят - «я вам перевел деньги». Показывают чек на экране, а это виртуально созданный из приложения в телеграме. Вроде бы сделали оригинальный, но он фейковый. И схем таких много.
- Расскажи интересный случай из практики.
- Я тогда работал на «Комфрот плюс» в Москве. К нам пришли представители «Яндекс.Такси» и решили снимали рекламу детского тарифа. Мы были их водителями. Сами не снимались, но наши машины были в кадре. Выбрали лучших водителей в смене. На нас было непосредственное сопровождение самих машин и съемочных групп. Это был интересный опыт посмотреть, как снимают в машинах.
А однажды на агрегаторе «InDriver» подвез девушку необычайной красоты в моем понимании. Когда она села в машину, долго молчала, а потом сказал: «Какая красивая машина». Мы разговорились, но я не взял ее номер, хотя очень хотел. Я был в отношениях и не мог себе этого позволить. Так и осталась незнакомка в воспоминаниях.
Каждая профессия имеют свои особенности и нюансы. Сегодня мы узнали чуть больше о том, что подвозить и быть таксистом – не одно и то же. Всегда важно помнить, что человек за рулем отвечает за нашу безопасность и общую обстановку на дороге. Уважать труд другого человека – залог здоровья общества в целом. И не важно, где вы живете: в Москве, Астрахани или Санкт-Петербурге, возможно встретить одного и того же человека и сделать день друг друга лучше. Будьте внимательны на дорогах и не прибегайте к мошенническим схемам: карма - она такая.
Рина Казанцева
Новости на Блoкнoт-Астрахань