Астраханец откопал кости оленей и тапиров, живущих 50 тысяч лет назад, во время экспедиции во Вьетнаме
Читайте также:
- Миллион со свистом пролетел мимо работника астраханской птицефабрики (02.06.2021 11:43)
- 13 астраханских учителей могут получить по миллиону рублей (02.06.2021 09:30)
- Сообщник Султанова и Шведова получил срок (02.06.2021 09:10)
Этот год не велик на открытия. Но некоторые экспедиции таки прошли и теперь предстоят исследования в лабораториях. Илья Владимирович Головачев, астраханский геолог и спелеолог, действительный член Русского географического общества, уже прилетел и рассказал «Блокноту-Астрахань» об интересных полутора месяцах во вьетнамской провинции Тханьхоа.
С конца марта и до середины мая прошла международная научно-исследовательская экспедиция, организованная Палеонтологическим институтом Российской академией наук (ПИН РАН, Москва) по программе исследований «Российско-Вьетнамского тропического центра». Исследования проводились в пещерах Бут и Лангтранг в Северном Вьетнаме.
Журналист «Блокнота-Астрахань» узнал все подробности у непосредственного участника геологического приключения.
«Мы летели в Ханой через Дубай. В Ханое пришлось выждать карантинный срок две недели. Перед вылетом мы все сдавали тест ПЦР. Я был единственный астраханский спелеолог. Раньше исследовал только пещеры Северного Прикаспия, а тут пришлось работать с другими отложениями. Вьетнамские пещеры древнее, крупнее и образованы в известняках, а не в гипсах. В обследованных нами пещерах значительно теплее: + 23 градуса. В наших пещерах всего +8 градусов. При относительной влажности воздуха на поверхности и под землёй более 80-90 процентов работать было тяжело. Для меня все было необычным: страна, культура, природа, климат. Кормили обычной азиатской едой: рис, лапша рисовая, морепродукты, мясо, курица, много зелени, острые приправы и соусы, разнообразные фрукты (авокадо, папайя, гуава, ананасы, бананы), зелёный чай, кофе. Ели только палочками, постепенно научились ими пользоваться.
Я был в составе как спелеолог и геолог. Пришлось делать топографическую съемку, карты, планы, описывать геологические отложения в пещерах и окрестностях. Мы набрали много костного материала. Сейчас его будут обрабатывать специалисты в Москве. Искали и нашли костные останки позднеплейстоценовой фауны. Например, были кости оленей, тапиров, дикобразов, обезьян. Все эти и многие другие виды животных обитали на севере Вьетнама 11-50 тысяч лет назад. Остальные результаты будут опубликованы позже в научных журналах.
На месте пришлось исследовать две карстовые пещеры – Лангтранг и Бут. Они очень интересные: одну из них во время войны с американцами вьетнамские военные использовали под свои нужды. Вход в пещеру Лангтранг перегорожен каменной стеной и в ней до сих пор вделана железная дверь. Вторая пещера является священной для местных жителей, в ней находится алтарь, посвященный Будде. Мы аккуратно вскрывали пещерные отложения, описывали их и засыпали обратно. Местные жители, которые ходили в пещеру молиться, остались довольны. Приходили местные ребятишки, помогали нам искать кости древних животных. Относились к нам хорошо, дружелюбно и с удовольствием общались с нами через переводчика.
С утра и до вечера была работа в тяжёлых климатических условиях, свободного времени почти не было. Наши основные инструменты: генератор, перфоратор, лопаты, кирка, лом, молотки и зубило. Топографическую съемку вели с горным компасом и рулеткой. Использовали электронный термометр с психрометром (для измерения микроклимата в пещерах и на поверхности) и радиационный дозиметр (для измерения радиационного фона в пещерах).
В Астрахани меня все ждали и подбадривали. Мы постоянно созванивались с родственниками. По приезду я уже прочитал лекцию для учащихся и студентов в доме-музее купца Тетюшинова. Надеюсь, будут еще экспедиции», - поделился Илья Владимирович.
Как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на ближайшие три года, в 2021 году на научные исследования и разработки гражданского назначения будет направлено 486,1 млрд рублей, это на 32,8 млрд рублей меньше, чем планировалось в конце 2019 года. В рамках программы научно-технологического развития в 2021 году Российской академии наук направят 4,2 млрд. руб. Это меньше в несколько раз, чем выделено Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ) и Курчатовскому институту. Мы надеемся, что финансирование в исследованиях космоса и медицины не отразятся на археологических и палеонтологических экспедициях. Пока детям еще интересно найти кости древних животных вместе с палеонтологами.
Научная жизнь продолжается, несмотря на ограниченный въезд во многие страны. Этот период затишья ученые использовали для исследований без любопытных глаз туристов. Надеемся, что среди костного материала найдется что-то интересное и ценное. Ведь взрослые дяди-ученые – тоже немного дети.
Рина Казанцева
Новости на Блoкнoт-Астрахань