Астрахань Пятница, 26 апреля
Общество, 20.09.2022 13:16

Астраханский фермер борется за свою землю и пытается оправдаться перед законом

Бизнес – явление исключающее эмоции, в нем всегда действует холодный расчет. И часто бывает, что интересы сторон пересекаются. Так это произошло и в Енотаевском районе Астраханской области. На 4,5 гектарах земли встретились интересы главы крестьянско-фермерского хозяйства и крупнейшей компании по добыче полезных ископаемых. С одной стороны – дело всей жизни отдельно взятого человека, который просто хочет прокормить себя и свою семью путем неимоверных усилий и труда. С другой стороны крупная организация, которая готова строить предприятие, давать рабочие места и налоги.

Мечты и стремления обычного астраханца

Все шло к тому, что 30-летний Айвар М. из Енотаевского района станет фермером. Его отец – Андрей, тоже был животноводом, но в 2015 году погиб в автокатастрофе. Так, все, чем занимался отец, стало смыслом жизни Айвара.

У сына дело шло хорошо: в 2015 году он взял в аренду на 49 лет участок земли площадью 800 гектаров. Поголовье его хозяйства увеличивалось до приличных размеров, появился племенной скот, были грандиозные планы на дальнейшее развитие хозяйства, и даже удалось получить субсидию, как молодому предпринимателю. Одним словом все, как и бывает у перспективных предпринимателей. А сейчас, когда так много говорится об импортозамещении, роль сельскохозяйственников вообще сложно переоценить. Встречались, конечно, мелкие трудности, не без этого, (у кого из предпринимателей, их нет), главное, что все было решаемо.

Обломись!

Но несколько лет назад небольшой бизнес Айвара М. лоб в лоб столкнулся с другим бизнесом. В 2017 году одна из нефтегазовых компаний стала ходатайствовать об изъятии у фермера двух земельных участков площадью 3 гектара и 1,5 гектара, которые находятся южнее села Замьяны. Поводом для этого стало то, что компания планировала вести разведку и добычу полезных ископаемых в Енотаевском и Наримановском районах.

К  фермеру обратились представители той самой компании, со словами: «Настоящим Общество с ограниченной ответственностью в соответствии со ст.56.10 Земельного кодекса Российской федерации… направляет вам для подписания проект соглашения об изъятии земельного участка площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером… Просим вас в срок до 31 января 2018 года подписать три экземпляра соглашения и возвратить их в наш адрес любым удобным для вас способом для дальнейшей государственной регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества…».

Уведомление глава КФХ получил 28 декабря 2018 года. В этот же день ему пришло второе письмо об изъятии еще одного участка, площадью 15000 кв.м. (все соответствующие документы имеются в распоряжении редакции).

Но, в планах у Айвара М. не было отдавать ни пяди земли. «Как любой адекватный человек я понимал, что в дальнейшем их деятельность приведет к изъятию всего участка, поэтому отказал им», - говорит фермер. По его словам, за землю изначально предлагали расплатиться щебенкой и соляркой. 


Бдыщ! Решение принято!

После этого компания обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о принудительном изъятии земель. За их отчуждение фермер был вправе потребовать оплатить ему рыночную стоимость арендованных участков и понесенные убытки. За два надела это получалось 212,8 тысяч рублей. Начался процесс судебных тяжб. Айвар просил назначить экспертизу об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков, и упущенной выгоды с учетом бизнес-плана. Кроме того, по его мнению, не была учтена и закупка племенного скота, в связи с чем оценка занижена.

Компания парировала: при оценке выкупной стоимости на момент принятия решения об изъятии земельных участков, учтены все показатели деятельности ответчика в связи с информацией, предоставленной Управлением сельского хозяйства МО «Енотаевский район». Кроме того, у компании был календарный плат работ, в который нужно было уложиться: построить разведочную скважину и начать свою деятельность. Суд принял решение в пользу компании.

Есть такой закон

Тут стоит пояснить. Дело в том, что порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрен Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ.

«В соответствии с п.1 ст.56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти – в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решение об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недр местного значения)», - ответили в компании на запрос редакции «Блокнота».

В администрации Енотаевского района нас заверили, что не планируют изымать у фермера арендованные им наделы. В то же время, статьей 49 все того же земельного Кодекса предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. И строительство объекта газоснабжения как раз к ним относится. Несмотря на все это, фермер не собирается сдаваться и уходить с земли.

Черная полоса

Сейчас в жизни Айвара много других неприятностей. Он пытается доказать свою невиновность перед уголовным кодексом. Началось все с того, что в прошлом году к нему с обыском нагрянула полиция. Искали серьги, украденные одним из рабочих. Потом в суде удалось доказать, что этот мужчина даже не был на территории фермерского хозяйства. Но во время обыска у предпринимателя нашли ружье и порох. Они достались Айвару от отца.

«Да, виноват, что не сдал ружье в полицию. Я просто не подумал как-то об этом, замотался», - говорит мужчин. – А о том, что находится в двух металлических баночках я не знал, даже не заглядывал туда после смерти отца».

Но, как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Так на голову животновода свалились новые неприятности. За хранение оружия мужчина получил административное наказание. С порохом оказалось все намного серьезнее. За это он получил полтора года условно.

«Обыск и изъятие проходили с грубыми нарушениями. В деле есть несостыковки связанные с вещественными доказательствами, а именно разницы сыпучего вещества изъятого и того, который был представлен на суде. Данные несостыковки подтверждаются не только мнением защиты, а также понятыми по данному уголовному делу. Для признания человека виновным, нужно доказать мотив совершения преступления, однако в уголовном деле нигде нет доказательств подтверждающих данный факт, - говорит адвокат филиала Астраханской областной коллегии адвокатов Баир Текеев. - Мы не согласны с приговором вынесенным Енотаевским районным судом и, несмотря на то, что проиграли в областном суде и кассацию, будем обращаться в Верховный суд».


На что же опирался суд при вынесении приговора?

«Суд оценивал результаты экспертного заключения во взаимосвязи с другими фактическими данными, что в совокупности позволило правильно установить виновность осужденных в совершении преступления, - сказано в решении суда. – Несостоятельными являются доводы стороны защиты о несоответствии цвета изъятого вещества, при их описании на месте происшествия и про проведении экспертизы. Как видно из описания изъятого, то они близки друг к другу и отличаются в связи с субъективным восприятием цветов каждым из лиц, их описывавшим».

Убедительных доводов о недопустимости этих доказательств не представлено, говорится далее в документе. Кроме того, суд оперировал тем, что после смерти отца он долгое время пользовался помещением, в котором были обнаружены банки с порохом и ружье. Подсудимый все это нашел, но продолжал хранить, предполагая, что все это ему пригодится в будущем, а во время обыска не сообщил о них полицейским.

К слову, дознаватель, который занимался расследованием по этому делу, позже был осужден: было установлено, что сотрудница работала в правоохранительных органов по поддельному диплому около 15 лет.

И это еще не конец

Еще одно дело, в котором Айвар был признан виновным Енотаевским судом, он смог обжаловать в областном. Тогда один из чиновников Енотаевского района сбил на своем автомобиле корову. Сбитую скотину решили «повесить» именно на Айвара. Суд признал, что это была его корова и потребовали 750 тысяч компенсации. В областном суде мужчина смог добиться отмены решения: сбитая корова была не его, так как он держит коров определенной породы и на каждую имеет паспорт.

Последней каплей, после которой Айвар решил обратиться в СМИ, стал еще один обыск. Рано утром, когда он со своей супругой и двумя детьми спали, к ним в квартиру нагрянули правоохранительные органы и перевернули весь дом. Что конкретно искали - не понятно. Но на этот раз у него в холодильнике нашли рыбу и икру. По словам мужчины, они были куплены на рынке на свадьбу друга. В подтверждение того, что купил он все официально, фермер предоставил все чеки.

А тем временем, совсем близок 2023 год. Именно с этой даты  в паре километров от села Замьяны и почти в 60 километрах от Астрахани запланировано строительство двух разведочных газовых скважин и около 30 эксплуатационных скважин с 2024 по 2028 год - такую информацию Айвар М. узнал из СМИ немного позже. Он считает, что «черная полоса» в его жизни связана с этим знаменательным событием.

Екатерина Андреева




Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

  Тема: ЧИНОВНИЧИЙ БЕСПРЕДЕЛ  
изъятие землиуголовное делосудверховный судумвдкфх
0
0