Астрахань Воскресенье, 03 июля

Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью

В июне 1900 года газета «Астраханский вестник»  писала как о сенсации новость о появлении в городе велопочтальона: «Появление первого развозчика почты на велосипеде. Сенсация. Толпы зевак».

24 мая 1901 года в том же издании вышла заметка, где говорилось о том, что «новостью для Астрахани является развозка и продажа газет и журналов на велосипеде (на раме которого сделана кожаная сумка) одним из почтальонов В. Кульпиным». Расписывалось, как езда Кульпина по городу, особенно в два дня Святой Троицы, когда велосипед был убран живыми цветами, привлекала толпы любопытных.

Велосипед в Астрахани в это время уже не был диковиной – общество велосипедистов в городе открылось еще в 1893 году. Но именно почтальону Кульпину довелось стать знаменитым на всю страну. Летом того же 1901 года он отправился на своем двухколесном транспорте через Царицын и Саратов до Москвы и Санкт-Петербурга. Весть об этом путешествии газеты разнесли по всей стране. 20 августа 1901 года «Русское слове» писало: «5-го августа в Москву прибыл на велосипеде из Царицына астраханский газетчик-велосипедист В. Кульпин, впервые испробовавший удобство доставки газет и журналов на велосипеде, в раме которого у него вделана кожаная сумка. Астраханские газеты назвали В. Кульпина «газетчиком ХХ века». Всемирный Почтовый Союз изготовил открытку, на которой был запечатлен «известный путешественник на велосипеде (астраханский газетчик Кульпин)».


Вот такая минута славы досталась простому, но креативному почтальону из Астрахани.

Кульпин был не единственным велолюбителем в городе. Астраханское общество велосипедистов появилось одним из первых в стране. Правда, его участники были в основном люди состоятельные, так как двухколесный стоил довольно дорого.

В 1894 году вышла «Памятная книжка Астраханской губернии», где были прописаны правила дорожного движения для велосипедистов. Запрещалось ездить по тротуарам, городским садам и скверам, за исключением боковой аллеи Александровского парка. Вводилось правило «правостороннего движения». Велосипед предписывалось оснащать в обязательном порядке звонком или рожком и при обгоне пешехода или тихоедущего экипажа своевременно подавать сигнал. Запрещалось ездить наперегонки с экипажами и извозчиками, звонить без надобности. В местах стоянки или большого разъезда экипажей, на оживленных перекрестках и мостах полагалось сходить с велосипеда и проводить его в руках. Большая часть правил напоминает те, что действуют и сейчас. Регулировалась и скорость движения – ездить по городу полагалось «не скорее обыкновенной лошадиной рыси», а ночная езда воспрещалась.

Общество велосипедистов на членские взносы организовывало соревнования, велопарады, уроки обучения велосипедной езде, чествования лучших спортсменов и просто клубные вечера. А вскоре «сторговали» у купчихи Федоровой сад вблизи Паробичева бугра, где своими силами и с привлечением наемных рук выкорчевали сухостой, засыпали ямы, утрамбовали и сделали дорожки.

В 1904 году по плану и под наблюдением Виктора Вальдовского, который сам был заядлым велосипедистом и входил в совет старшин клуба велосипедистов, в саду был сооружен новый деревянный вокзал (вокзалами в то время назывались публичные увеселительные заведения).  Газета «Астраханский вестник» 11 мая 1904 года сообщала: «Новый вокзал вышел очень красивым, оригинальным и изящным как по фасаду, так и по внутреннему виду. Стиль дачный, с башенками и орнаментом в восточном вкусе. Центральная часть вокзала занимает высокий, поместительный двухсветный концертный зал, украшенный в изобилии кружевной резьбой по дереву. По бокам расположены столовая и карточные комнаты».



К сожалению, ныне от красивых резных построек ничего не осталось, а сам Сад велосипедистов, хоть и сохранил название, представляет собой заброшенный пустырь. Благоустроить эту территорию власти обещают уже много лет. Лет семь назад управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации Астрахани сообщало о планах разместить в обновленном сквере памятник астраханскому почтальону-газетчику Кульпину, впервые совершившему путешествие на велосипеде из Астрахани в Москву.

Но ни памятника, ни цветущего сада, в котором он должен стоять, в Астрахани так и нет.


Ольга Новикова




Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

Кульпинпочтальонсенсациявелосипедистыистория Астраханской областиистория Астрахани
0
0
z1