«Необходим полный отказ от маршруток», - астраханский урбанист о том, почему рельсовые автобусы спасут город
Читайте также:
- Игорь Мартынов ушел с поста секретаря астраханского отделения "Единой России" (27.02.2020 16:10)
- Председатель Думы Астраханской области отмечает день рождения (27.02.2020 10:33)
- В Астрахани 25 молодых бизнесменов получат гранты из Италии (27.02.2020 08:59)
В России, как известно, две беды: дураки и дороги. В Астрахани обе они уживаются в одной: общественный транспорт. Астраханцы не первый год жалуются на отсутствие внятной транспортной инфраструктуры, а маршрутки и их водители регулярно фигурируют в сводках новостей со знаком минус. Самые активные жители города предлагают свои варианты решения транспортного вопроса. На удивление все больше об этом говорят так называемые «зумеры», то есть люди поколения Z, родившиеся уже в 21 веке.
«Блокнот» побеседовал с Андреем Лазаревым, восемнадцатилетним студентом Астраханского колледжа вычислительной техники. Андрей учится на программиста и увлекается урбанистикой. Он разработал проект, который мог бы значительно преобразить общественный транспорт региона.
- Почему ты решил обратить внимание на такую проблему, как общественный транспорт в Астрахани?
- Меня давно интересовала история развития транспорта в нашей области. В моем раннем детстве, когда еще не было маршруток, мы ездили на автобусах, трамваях и троллейбусах. И это было гораздо удобнее. К тому же мои родственники живут в Волгограде, поэтому я часто езжу на поездах. Благодаря этой любви к железной дороге, мне и пришла мысль о проекте Астраханского центрального кольца.
- Расскажи о нем подробнее.
- В Москве существуют такие проекты как МЦК и МЦД, то есть Московское центральное кольцо и диаметр. Это новый вид транспорта, работающий на инфраструктуре советских времен. В 1907 году вокруг столицы была сделана Московская окружная железная дорога и использовалась по минимуму для грузоперевозок. Несколько лет назад на ее основе запустили пассажирскую электричку вокруг Москвы. Ее интегрировали в транспортную логистику города, сделали бесплатные пересадки, единую стоимость, карту «Тройка» и так далее.
- В Москве понятно, а причем тут Астрахань?
- У нас тоже есть ресурсы и инфраструктура, которую можно возродить. В Астрахани существует пять основных маршрутов электричек: Астрахань-1 – Астрахань-2; ст. Кутум – Астрахань-2; ст. Кутум - ст. Аксарайкая; ст. Кутум - ГПЗ; ст. Кутум – Дельта. Все они проходят по участку между станциями Астрахань-1 и Астрахань-2, а сам участок проходит мимо студгородка. В студгородке находятся множество корпусов вузов и ссузов, школы и детские сады, а это тысячи и тысячи студентов, преподавателей, родителей и их детей, спешащих на пары, уроки, в садик, на работу. Сейчас все эти люди приезжают в район студгородка на 25 маршрутах автобусов малой вместимости, проще говоря, на маршрутках, в то время, когда можно установить остановку сразу за железнодорожным переездом 28-ой Армии, где и смогут останавливаться все вышеупомянутые электрички.
- Теория понятна, а как бы это могло сработать на практике?
- Исходя из минимальных затрат, можно поступить следующим образом: пустить три электрички (рельсовых автобуса) с интервалом в 15 минут со станции Кутум так, чтобы они прибывали на станцию Астрахань-1 в 7:45, 8:00 и 8:15. Электричка проходит расстояние между этими станциями со всеми остановками за 13 минут, плюс это самое удобное время для студентов и учеников с началом занятий в 8:00 и 8:30. Также пустить три электрички со станции Астрахань-2 до станции Кутум, чтобы они прибывали на станцию Астрахань-1 в 7:45, 8:00 и 8:15, но на другой путь. Сейчас электричка проходит расстояние между этими станциями со всеми остановками за 9 минут. Таким образом, можно использовать всего два подвижных состава, доезжающих до конечной и выезжающих в обратном направлении, путём перехода машиниста из головного вагона в хвостовой.
- А хватит ли для реализации этого проекта уже существующей инфраструктуры?
- В Астрахани, как и в Москве, есть готовая инфраструктура, которую никто не использует, либо используют только в грузоперевозках. У нас есть и кольцевая, и радиальные направления. У меня есть несколько предложений разной степени сложности. Первое – это проект лёгкого метро, некое Астраханское Центральное Кольцо или АЦК. То есть один большой кольцевой маршрут, соединяющий село Солянка и Приволжье с микрорайоном Бабаевского. Это был бы первый прямой маршрут в этом направлении. Легкое метро будет глотком свежего воздуха для жителей этих районов. У них появится возможность попасть в любую точку города в среднем за 10-15 минут.
Второе предложение более грандиозное - соединить город Нариманов с вокзалом Астрахань-1. Жители городов смогут сократить время в пути минимум в два раза: 80 км/ч вне города, 60 км/ч в городе плюс пробки и пересадки против 100-120 км/ч для электрички вне города и 60 км/ч в нём, но при этом никаких пробок и светофоров.
И третья, самая грандиозная и затратная идея - закольцовывание первой идеи путём строительства железнодорожного моста через Волгу и прокладки 600 метров железнодорожного полотна в районе микрорайона Бабаевского. Именно это можно будет назвать полноценным лёгким метро. Жители районов города смогут передвигаться по двум маршрутам: по часовой стрелке и против часовой. Таким образом, от Военного городка, сёл Солянка и Приволжье до микрорайона Бабаевского можно будет добраться не за полтора часа, как сейчас, а за 10-15 минут.
- Это звучит фантастически и, наверное, очень затратно. Насколько сложно реализовать данный проект?
- Подобные проекты задумывались ещё во времена СССР. Это видно по снимкам со спутника, и я слышал это по рассказам взрослых. Раньше же ходили прямые электрички с военного городка ко второй Астрахани. Из-за глобализации маршруток вся транспортная система города пришла в упадок. Люди говорили, что трамваи и троллейбусы никому не нужны, они создают пробки и высасывают деньги из бюджета города, которые, например, можно было бы потратить на укладку асфальта везде и всюду, а вместо детских площадок, парков и скверов, сделать парковки, а вместо трамвайно-троллейбусного парка - торговый центр. В итоге все это сделали. Пробок стало меньше? Вопрос риторический. Маршруточный хаос и рост количества автомобилей на дорогах – следствие абсолютного отсутствия общественного транспорта в городе.
Для максимальной рентабельности будет необходимо создать пересадочные узлы. Решить проблему можно на примере Москвы или на опыте европейских стран. Связать центр и окраины с ближайшими станциями АЦК. Коротенький маршрут, один-два автобуса в одну сторону, один-два в другую. И, конечно, полный отказ от маршруток. Только автобусы и АЦК с возможностью пересадки.
- То есть от маршруток нужно будет отказаться раз и навсегда?
- Естественно, это все не будет работать, если будут маршрутки. Нужно полностью перестраивать систему. Доезжаешь по кольцу до определенной остановки, а оттуда людей уже забирает автобус. Астраханцам надо показать альтернативу, и тогда они сами вспомнят все минусы маршруток и откажутся от них. От маршруток можно избавляться потихоньку, как это сделали в Москве. Сказать всем водителям: «Мы закупаем автобусы, если не хотите терять работу, то пересаживайтесь на них». Или можно будет предложить им работу в депо в качестве слесарей, обходчиков, настройщиков и так далее.
- А будет ли это рентабельно?
- Автобусы обычные и рельсовые должны быть единым предприятием. Чем меньше маршруток, тем больше будет денег поступать в бюджет города. Нужно сделать единый билет, единый проезд, пересадку с небольшой доплатой, и все будет работать. Сейчас утром и вечером мы видим большие пробки на Мостстрое, улицах Софьи Перовской, Савушкина и так далее. Одна из причин – большое количество легковых автомобилей, вторая - маршрутки, создающих хаос. Если дать людям альтернативу, то они поймут, что стоять в пробке это гораздо хуже, чем переехать тот же Старый мост на рельсовом автобусе за минуту, а там уже сесть на автобус.
- Получается на правобережную Астрахань твоя идея тоже распространяется?
- Да, конечно. Будет пересадка на Мостстрое, будет пересадочный узел с Кольцевой на линию, уходящую на Юг. Можно будет соединить Старокучергановку, 3 Интернационал, Ильинку, Красные Баррикады. К тому же в Военном городке есть станция Правый берег, от которой раньше ходили электрички.
- А как сами астраханцы относятся к этой идее?
- Я создал опрос в интернете. Два человека из трех видят необходимость в создании общественного железнодорожного транспорта. Люди, которые не видят в этом необходимости, живут в таких отдаленных районах как Камызяк, Началово или на севере города. Но пока опрошенных мало, чтобы сделать полноценный вывод. Я предлагаю всем читателям «Блокнота» пройти этот небольшой опрос ради будущего нашего города. Когда будут какие-то результаты, я пойду со своим предложением на прием к губернатору и постараюсь объяснить, насколько это поможет астраханцам.
- В свете последних событий с закрытием «Милицейского» моста АЦК могло бы помочь?
- В случае с Зацаревьем железная дорога мало чем сможет помочь, так как она находится в 300 метрах от моста со стороны города. Однако речь идет не только о рельсовых автобусах, но и о их симбиозе с автобусами средней и большой вместимости. По ту сторону моста живут сотни тысяч людей, десяткам тысяч которых придется ежедневно стоять в пробках. Люди нуждаются в комфорте, поэтому предпочитают личный транспорт общественному. Логика вот в чём: в пробке стоит 700 автомобилей с одним-двумя людьми в салоне и 70 маршруток, забитые под завязку — это человек 15-20. Все стоят в одной огромной беспросветной пробке. Если эти две тысячи человек замотивировать пересесть на автобусы большой вместимости, то и пробка вмиг исчезнет.
А по поводу АЦК или городской электрички могу сказать следующее: сегодня перекрыли Милицейский мост, завтра закроют автомобильную часть Старого моста. Снова коллапс? Нет, кольцевая городская электричка, проходящая по всему Трусовскому району и левому берегу, решит эту проблему. О достойном общественном транспорте можно и нужно говорить, город должен вернуться к единому муниципальному перевозчику, об этом и губернатор уже говорил, необходимо продолжать просить московские автобусы и трясти федеральный бюджет на развитие городской транспортной инфраструктуры на реализацию таких колоссальных проектов, как тот, что я предложил. Тогда жизнь астраханцев станет гораздо удобнее.
Эрик Ахмедьяров
Новости на Блoкнoт-Астрахань