Практика показала: международной политике очень нужна Астрахань
Читайте также:
- 7 сентября в Астрахани состоится концерт «День Туркменистана» (05.09.2022 10:10)
- В селе Астраханской области появятся новые уличные спортивные тренажёры (05.09.2022 09:07)
- Астраханец вырастил самый большой арбуз в России (05.09.2022 08:59)
- Астраханская область нуждается в сервисных инженерах и страховых агентах (05.09.2022 08:27)
- В Астрахани начало учебного года отметили патриотическим мероприятием «За Россию!» (05.09.2022 07:46)
Страны Прикаспия всегда были важными экономическими и политическими партнерами России. А после того, как многие иностранные компании демонстративно ушли с российского рынка, громко хлопнув дверью, сотрудничество с соседями по Каспию стало еще более тесным (по некоторым данным товарооборот между нашими странами увеличился в разы). Астраханская область в международном партнерстве играет важную роль. Так сложилось исторически. И есть все основания полагать, что в будущем роль региона в данном направлении будет только усиливаться. Но во всей этой бочке экономического меда есть ложка дегтя. Существование в новых реалиях, вызванных санкциями, оголило ряд проблем, которые необходимо решать. О новых возможностях развития и о том, какие задачи нужно решить для более плодотворного сотрудничества, говорили в Астрахани.
Сбывшееся предсказание
В конце августа в Астрахани на базе Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина состоялся Международный научно-экспертный форум «Новая Евразия. Каспийский вектор». Мероприятие было приурочено к празднованию 110-летия великого ученого, этнолога и географа Льва Николаевича Гумилева. В свое время он предсказал процветание России в случае принятия евразийской идеологии как философии единения и содружества народов и культур. Он же утверждал, что важнейшей геополитическим центром, вокруг которого в будущем развернется процесс экономической и культурной интеграции будет регион Каспийского моря. Сейчас практика все больше и больше показывает правильность его слов. И все же на встрече говорили не об исторической личности, а о современном партнерстве и развитии транспортного коридора «Север – Юг», протяженностью более семи тысяч километров. Коридор был создан в 2000 году, договор подписали Россия, Иран и Индия. Через несколько лет к ним присоединился Азербайджан, а недавно о своем желании принять участие в проекте заявил Туркменистан.
«Мы готовы сотрудничать»
И все же, одним из основных российских партнеров на море остается Иран. На встрече одним из представителей Прикаспийского государства был генеральный консул Ирана в Астрахани Мехди Акучакиан. Он отметил, что рост экономики требует расширения взаимодействия между странами прикаспийского региона, а развитие судоходного, железнодорожного и автомобильного направлений коридора «Север-Юг» является ключевым вопросом в торговом и культурном сотрудничестве стран Прикаспия и Персидского залива.
«Данное направление представляет собой уникальную стратегическую возможность для развития транспортных и торговых связей между важными городами, повышения экономической доступности стран к трем крупнейшим мировым рынкам - региону Прикаспия, Индийского океана и Юго-Восточной Азии, обеспечения безопасности и надежности транспортных перевозок и создания равных условий для поставщиков товаров и услуг, - сказал генконсул. - Мы готовы активно сотрудничать по этим вопросам с Российской Федерацией после ратификации соглашения о формировании зоны свободной торговли с ЕАЭС. От России мы ожидаем помощи в привлечении инвестиций, обеспечении судов, ускорении темпа дноуглубительных работ и улучшении инфраструктуры портов».
Мехди Акучакиан добавил, что уже налажено железнодорожное сообщение Иран-Туркменистан-Казахстан. Строительство линии «Решт-Астара» и ее присоединение к железнодорожному полотну Республики Азербайджан, а затем к Российской Федерации может оказать огромное влияние на увеличение объемов торгового оборота в Евразии. Положительно на взаимодействии скажется и открытие авиамаршрута Астрахань-Решт.
Проблемы, которые надо решать
Даже далекие от экономики люди в последние месяцы выучили новое понятие: проблемы в логистики. Именно ими многие поставщики и производители объясняют сейчас (а иногда и раньше) задержку в поставке грузов. Быстро эти проблемы решить не удалось и на это есть свои причины. Одна из них техническая.
«По грузоподъемности краны у нас 20-25 тонн вместо, минимум, 40 тонн», - сообщил в своем докладе присутствовавший на встрече директор АО «Морской торговый порт Оля» Александр Мельников. По его словам, нам необходимо синхронизировать с Ираном и Индией технические параметры и пропускную способность узловых транспортных терминалов. «Срок сдачи в эксплуатацию современного контейнерного терминала в рамках особой экономической зоны на территориях, прилегающих к порту «Оля» - конец 2023 года. Так же нам необходимо обновление контейнерного флота. В Астрахани есть судостроительные мощности для сухогрузов, но нет единого оператора контейнерного парка».
Есть еще ряд проблем, которые требуют скорейшего решения. «Основная тема витает в воздухе – это сотрудничество России с Ираном, запуск коридора «Север-Юг». Потому что Россия отрезается от западных портов, западных финансовых систем и Россия должна сама что-то делать…, - сказал директор Евразийского центра им. Льва Гумилева, председатель Евразийского совета движения «Новая Евразия» Павел Зарифуллин. – На частном уровне, техническом и культурном уровне это сотрудничество зачастую буксует из-за несовершенства таможенной, законотворческой, финансовой сфер. Эти проблемы были всегда, но сейчас грузоперевозки увеличились на глазах и выяснилось, что контейнеров у нас нет, порты старые. Возник вопрос оплаты, потому что курс разный. Плюс наши банки боятся открывать счета в Иране, боясь санкций».
Какая во всем этом роль Астраханской области?
Роль Астраханской области в международном сотрудничестве ключевая, уверен Павел Зарифуллин. «Потому что Астрахань – это Волга, и Волга является частью Каспийского бассейна, и в экономической сфере в первую очередь, - поясняет наш собеседник. – В Астрахани есть некая преемственность, все мы помним, что тут есть Персидский квартал. Вся экономика шла через Астрахань столетия, крутились несусветные деньги, пока мы не стали товары вывозить через запад. Сейчас те времена возвращаются. Петр Великий в свое время планировал сделать Астрахань воротами на Восток: в Иран и Индию. Сейчас время возвращения этих проектов». Говоря о возможностях и роли области, директор Евразийского центра отмечает важный аспект: в регионе сохранились и функционируют порты. Да, они нуждаются в модернизации, но их не нужно создавать с нуля и восстанавливать из руин.
Домики в Испании сменили на домики в Киргизии
Если говорить о международном сотрудничестве, то оно сводится не только к товарообороту, но и культурному, и техническому взаимодействию. (И речь не только о прикаспийских странах, но и соседях России в целом). Закрытие многих туристических направлений на запад дало повторный толчок развитию внутреннего туризма (первый он получил во время пандемии, когда сообщение между странами было ограничено. Тогда туристы были вынуждены отдыхать дома и, к слову, не пожалели). Сейчас история повторяется. Кроме внутренних маршрутов отдыхающие стали обследовать соседние страны. «Наблюдается всплеск туристического потока в Киргизии. Туда стали приезжать из России не только в качестве туристов, но и покупать недвижимость, - говорит председатель исполнительного комитета движения «Новая Евразия» Анна Королевская. – Люди поехали в Азербайджан, в Армению, налаживаются потоки в Таджикистан».
Это важно, это нужно!
Подобные форумы и обсуждения очень важны – уверены все участники встречи. На них обсуждаются проблемы, вопросы международного сотрудничества и различных проектов.
«Кто-то озвучивает уже готовые решения. Мы все это соберем в единый проект, который передадим в профильные органы и ведомства. Делается это для того, чтобы наши предложения рассмотрели и, возможно, учитывали, при формировании проектов и программ, - говорит начальник управления по молодежной политике, творческим инициативам и связям с общественностью Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина Катерина Гуйвик-Клёнова. - Потому что тут собрались люди практики, которые на деле знают проблемы и встречают какие-то барьеры. Тема форума – Каспийский вектор. Это самая актуальная сейчас тема. Нам нужно обращать внимание на наших соседей с Юга и с Востока. И тут есть много трудностей и в плане бизнеса, и в плане налаживания культурных взаимодействий».
Екатерина Андреева
Новости на Блoкнoт-Астрахань