Астрахань Воскресенье, 24 ноября

Рога и рельсы: как астраханские трамваи свои 107 лет прожили

Астрахань, по мнению многих здесь живущих, город душных маршруток и водителей, стремящихся перегнать все и вся. Да, жители много раз жаловались и жалуются на газелистов, которые пренебрегают осторожностью, ездят на красный свет и попадают в аварии вместе с пассажирами. Но сейчас не об этом. 

В далеком 1892 году, согласно сайту Великие истории человечества, в Киеве появился первый электрический трамвай Российской империи. Движение начало развиваться, повсюду строили рельсы. И наш город - не исключение. Более того, мы стали шестым городом в Российском государстве, в котором появились рогатые. Перед нами Нижний Новгород (1896), Курск и Орел (1898), Москва и Казань (1899). 

Затем, в 1900 году, и по улочкам Астрахани “со страшным звоном и скрежетом” проехал первый трамвай. То был выгодный проект, который воплотили в жизнь городские власти. Строительством занималась бельгийская фирма "Simens". Тогда построили около 10 километров путей, которые обслуживались 15-ти моторными вагонами. 

Трамвай приносил стабильный доход, а в планах было построить самостоятельную трамвайную линию. Однако судьба внесла свои коррективы. Первая мировая война смела все идеи на корню. А Великая Отечественная война перепрофилировала трамваи. В те годы они использовались для перевозки раненых, в два яруса подвешивались носилки, а ходили они к военному госпиталю, проезжая по улице Дантона. 

Некоторые астраханцы помнят, как ездили на круговом маршруте “А” или как пересаживались с одного на другой, чтобы добраться до нужного места. Трамваи затрагивали многие улицы города. Но со временем их становилось все меньше. А записи на сайте администрации губернатора рассказывают нам, что проезд в начале 2000-х стоил всего 8 рублей. А в 80-х, по словам астраханцев, и вовсе - 3 копейки. 

В 2005 году появляется новость о том, что Астрахань отказывается от трамвайного движения. Поэтапно город переходил на автобусы, но предполагалось таки оставить трамваи только на одном маршруте, “соединяющем район “Холодильники” и Советский поселок”.

Но в 2007 году появляется новая информация. Глава региона, на тот момент Александр Жилкин, отметил, что “трамвай давно стал для города головной болью и вернуть его практически невозможно”. Уже к тому моменту в Астрахани был большой поток машин. А содержание старого доброго трамвайного парка стало не по карману властям.

Но все же трамваи просуществовали в Астрахани более 100 лет. Официально их ликвидировали в 2007 году. В мае 2021 года всех астраханцев взбудоражила новость о том, что правительство готово восстановить в городе троллейбусы. Но радость была недолгой. Уже в июне нынешний губернатор Игорь Бабушкин сказал: “К трамваю и троллейбусу мы точно не вернемся”. На этом вопрос с рогатыми в городе закрылся. Но некоторые до сих пор вспоминают те времена с ностальгией.

Дарья Сызранова

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

астраханские трамваитрамваи в Астраханичто стало с астраханскими трамваями
1
0