Астрахань Пятница, 19 апреля

«Волга буквально кипела»: астраханец вспоминает свое военное детство

В преддверии 75-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне Астраханский государственный архив, рабочая группа краеведов и "Блокнот" запустили уникальную акцию "Астрахань прифронтовая. Госпитали". Это серия материалов, которые расскажут вам о жизни нашего города и его жителей в тяжелые военные годы. Сегодня вы познакомитесь с воспоминаниями жителя села Капустин Яр Ивана Михайловича Литвинова. Рассказывает Любовь Куличенко.

Иван Михайлович войну помнит хорошо, хоть и было ему в то время от роду 12 лет. Жили они на хуторе Лопин. Раздольные заливные луга, сочная трава создавали все условия для разведения скота. В сорок первом Ваня закончил четыре класса, и отец летом взял его уже как взрослого на работу подпаском. В тот день они отправились на Карпову поляну, что в 5 км от Лопина, собирать с пастбища скот. Примерно в час дня подошла лодка, и мужчина, находящийся в ней, сообщил о начале войны и предстоящем митинге в отделении Эльтонского совхоза (хутор Лопин входил в то время в территорию Сталинградской области).

Война для мальчишки представлялась тогда захватывающим приключением. «Нам немец нипочем, закидаем кирпичом», - запрыгал вокруг лодки Иван. Пожалуй, даже и взрослые еще не скоро поймут суть сказанного чуть позже на митинге Иваном Кирилловичем Кирнасовым, управляющим отделением: «Нам, мужчинам, под ружье, вам, женщины, дети и старики, теперь кормить фронт».

41-й прожили благополучно, не голодно, война была еще далеко. Но работать приходилось с утра до ночи, в условиях беспощадных. Старшая сестра Ивана, работавшая тогда телятницей, за пять минут опоздания на смену целый год отчисляла из своей зарплаты 5 процентов.

В 42-м, когда немец подошел к Волге, Ваниного отца Михаила Ивановича Литвинова отправили перегонять скот в Калмыкию. Мальчишка, трое братьев которого уже воевали, остался в семье за старшего. Хутор от темна до темна жил напряженной жизнью: не работали только самые немощные. Заготавливали сено (норма на человека – 30 копен), пасли скот, ловили рыбу, обслуживали бакены на Волге.

Буквально кипела и сама великая русская река. Днем баржи с бойцами и горючим одна за другой шли в сторону Сталинграда, ночью они маскировались под крутыми волжскими берегами. Диверсанты не раз пускали осветительные ракеты, и немецкие самолеты бомбили спрятавшиеся баржи с людьми и горючим. Наглость немецких летчиков была беспредельной. Они часто летали так низко, что почти касались земли, демонстрируя свою уверенность, давили на психику. Как-то фашист разбомбил пароход с бойцами. А перед этим на бреющем полете несколько раз проутюжил небо над судном. Немецкого летчика было хорошо видно. Хорошо были видны и понятны его жесты: высунув руку из кабины, он на пальцах показывал, сколько вам бомб, одну или две. Сначала сбросил фугасную, потом - зажигательную. Со всего парохода в живых остался один лейтенант, чудом выплыл вместе с гармошкой, он и рассказал про издевку фашистского летчика.

Волгу бомбили очень часто, вражеские бомбардировщики постоянно утюжили небо: свой удар они направляли на железнодорожные узлы Ахтубинска и Баскунчака. Волгу немцы пичкали минами, поэтому хуторяне еще и разминировали реку. Для этого пускали по Волге бревна, обшитые металлом.

Битва за Сталинград была жесточайшей, ее исход трудно было предугадать. Именно поэтому на случай прорыва немцами обороны Сталинграда в районе Зубарёвки (ближе к Ленинску) планировалось организовать партизанский отряд. Густые леса, балки создавали благоприятные условия для партизан. Командиром отряда был назначен Алимов Александр Дмитриевич. На участке лесника Чёнина Петра Устиновича сделали схроны (мука, продукты, тулупы). Только двое – Алимов и Чёнин – знали об этом.

Как молчаливые свидетели войны в районе хуторов Лопин, Сенной, Каршевитое до сих пор разбросаны потопленные в 42-м баржи и пароходы… А люди - живые свидетели тех событий, как Иван Михайлович Литвинов, житель села Капустин Яр, - сохраняют все в своей памяти, чтобы рассказать тем, кто никогда не знал войны, о беспримерном подвиге земляков.

На лопинском кладбище есть обелиск с красной звездой. На металлической пластине высечена надпись: "Старший помощник механика п/х "Волганефть" Ковалев М.С. Трагические погиб".

Читайте также:

«Из нашей семьи ушли пятеро, а вернулись двое»: воспоминания астраханки о жизни во время войны

«Ухожу на задание. Не знаю – вернусь или нет»: воспоминания астраханца о жизни во время войны

«Мама наливала мне стакан молока и давала два-три ломтика хлеба»: почетный гражданин Астрахани о жизни во время войны

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

1
0