Астрахань Суббота, 23 ноября

205 лет назад в Астрахани завершилось строительство Варвациевского канала

Идея создания канала, соединяющего Кутум с Волгой, принадлежит Петру Первому. Но лишь спустя почти сто лет она была доведена до завершения.

Постройка канала на тогдашней южной окраине Белого города, который должен был пересечь весь город с запада на восток от Волги до Кутума, была задумана еще при Петре I с целью обеспечения населения свежей водой и непрерывного судоходства в городской черте.

В те времена в жизни города все оказывалось так или иначе подчинено военным планам, задачам и событиям. В 1736 году к власти в Персии пришел Надир‑шах, прозванный «новым Тамерланом» за свои экспансионистские настроения. Поскольку возникла угроза набегов на южные рубежи России, в планах военного ведомства оказалось срочное укрепление Астрахани как южного форпоста обороны. Был сделан вывод – нет нужды строить некий оборонительный вал и мощный ров, если воспользоваться имеющимися водными артериями. «Река Кутумова», если ее соединить каналом с Волгой, как раз предоставляла возможность создать такое водное кольцо обороны. Именно этим проектам Астрахань обязана началом строительства «Астраханского Большого через солончаки канала».

Сначала строительство контролировал из столицы сам арап Петра Великого – Абрам Петрович Ганнибал, предок Александра Сергеевича Пушкина. Однако после начала строительства из‑за нехватки средств возник большой перерыв в работе. Возобновили строительство в 1779 году уже при Екатерине II, продолжили – при Павле I. К 1809 году вырытая часть канала успела превратиться в болото.


Но тут на исторической сцене появляется грек Андрей Иванович Варваций, он же Иоаннис Варвакис, человек интереснейшей судьбы, в юные годы - знаменитый пират, который на своем фрегате нападал исключительно на турецкие суда. Турецкий султан обещал за его голову тысячу пиастров, но премия осталась невостребованной. Затем команда капитана Варвакиса присоединяется к российскому военному флоту, отличается в Чесменском сражении, бывший пират завязывает с флибустьерством, увлекается предпринимательством и принимает российское подданство.

Варваций оседает в Астрахани, становится успешным предпринимателем, зарабатывает миллионы и миллионы же тратит на благотворительность. В 1817 году за счет вложенных Варвацием личных средств канал, наконец, был полностью закончен. Его переименовали из Александровского в Варвациевский. А в 1920 году он стал каналом имени 1 Мая – в честь массовой демонстрации рабочих 1 мая 1906 года, когда часть демонстрантов, чтобы их не разогнала полиция, провели митинг на лодках посреди канала.


В канале были отведены места под стоянки лодок, предоставляемых горожанам напрокат для катания и охоты. Оборудование деревянных набережных, предусмотренное еще планами благоустройства второй половины XVIII века, придавало каналу аккуратный вид. Впрочем, особенной ухоженностью эта водная артерия никогда не отличалась. Недаром Тарас Шевченко писал в середине XIX века: «Канал сам по себе дрянь. Но как дело частного лица, это произведение гигантское, капитальное. Я не мог добиться времени его построения, узнал только, что он построен на кошт некого богатого грека Варвараци. Честь и слава покойному Эллину».


К середине XX века от деревянной облицовки ничего не осталось, а летом канал до того мелел, что воды в нем практически не было, и народ запросто переходил его пешком. С поднятием воды деревянные мосты заполнялись рыбаками, она крепили свои так называемые «немецкие сетки» прямо на сваях. Такую конструкцию в виде длинного шеста с закрепленной на конце квадратной сеткой рыболов окунал в воду и ждал. Милиционеры, правда, запрещали такую рыбалку и ломали приспособления.


Вполне приличный вид Варвациевский канал снова приобрел накануне 400‑летия Астрахани. А еще через 50 лет, к 450-летнему юбилею города, берега одели в бетон, провели дноуглубление. И знаменитый астраханский канал принял тот самый вид, в каком мы знаем его сейчас.

Ольга Новикова

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

история областиистория Астраханипамятные датыВарвациевский канал
0
0