Культура,
04.12.2020 16:15
Как главный астраханский театр пережил пандемию
Читайте также:
- Малолетнего террориста из Ахтубинска поместили в спецучреждение (04.12.2020 14:28)
- Я рисую на асфальте: астраханцы просят установить пешеходный переход около спортшколы (04.12.2020 12:13)
- В Астраханской области ещё 154 человека заболели коронавирусом (04.12.2020 11:13)
Декабрь – традиционное время для подведения итогов года, как положительных, так и отрицательных. По понятным причинам, вторых в уходящем 2020-м будет ощутимо больше. Пандемия коронавируса, словно яркая краска праздника Холи, затронула каждого жителя планеты. Вот только, в отличие от древнего индийского праздника, радости землянам COVID-19 не принес. Особенно больно коронавирус и последовавшие за ним ограничения ударили по храмам искусства. Тут все просто: театр хоть и начинается с вешалки, но существовать без зрителя не может, да и зачем? Шутка ли, на астраханских сценах не было постановок без малого полгода. Мы решили узнать, пережили ли наши театры непростые ковидные времена и как им это удалось. Об этом и многом другом на встрече с журналистами рассказала директор Театра Оперы и Балета Наталья Шагова.
За чей счет банкет?
Театр Оперы и Балета среди астраханцев принято ругать. Этот тренд закрепился не хуже обоснованного хейта по поводудействий бездействий местных властей в решении вопросов агрессивных бездомных собак и спокойно разваливающихся мостов. «Слишком дорого и богато», - пожалуй, главная претензия горожан к своему Театру. Особенно сильно это бросается в глаза на фоне покосившихся деревянных развалин, расположившихся неподалеку. Главный урбанист всея Руси Илья Варламов и вовсе назвал это место «самым контрастным в мире». Но значит ли это, что театр городу не нужен? Безусловно, нет. На сегодняшний день Театр Оперы и Балета входит в топ-5 театров страны без учета Москвы и Санкт-Петербурга. В Астрахань регулярно приезжают лучшие режиссеры, примы балета и музыкальные гении, что было бы невозможно без соответствующей их статусу сцены. Театр – это визитная карточка города, его культурный код. Наличием таких объектов наш регион показывает и доказывает: «Мы, действительно, Каспийская столица, а не просто точка на карте с раздутым эго».
Само собой, купив Роллс-Ройс, вы должны обслуживать его соответствующее. И содержание Театра влетает бюджету в копеечку, что является еще одним аргументом хейтеров. Так-то оно так, вот только львиную долю необходимых для существования денег Театр зарабатывает сам. По словам Натальи Шаговой, на сегодняшний день из областного бюджета оплачиваются только коммунальные услуги, охрана и зарплаты работников. Все остальное: приглашение сторонних артистов, концерты (такие как юбилей Чайковского) и другие масштабные проекты удается воплотить в жизнь благодаря внебюджетной деятельности, президентскому гранту. В рамках этой программы, действующей с 2016 года, храмы культуры по всей России получают заметную материальную поддержку. В этом году получить грант в размере 145 миллионов рублей удалось, наконец, и Астраханскому театру Оперы и Балеты. Не обошлось без помощи Игоря Бабушкина. «Мы попадали под все критерии, у нас были собраны все необходимые документы, но не хватало нужного рукопожатия», – поделилась директор театра. Парадоксально, но в период пандемии зарплаты балетной труппы стали только выше, а все благодаря этому же гранту. Кроме того, руководство Театра воспользовалось возможностью получить льготный кредит на два с лишним десятка миллионов рублей. Деньги можно будет не отдавать, если Театр не будет увольнять своих сотрудников во время пандемии. Отличное менеджерское решение, показывающее, что сидеть на шее налогоплательщиков руководство Театра не собирается.
65 плюс - это не минус
Естественно, театр зарабатывает и на билетах. Точнее, старается. Высокие цены на искусство – нечастый, но встречающийся аргумент в колчане критических стрел недоброжелателей. Вы удивитесь, но есть такие мероприятия, которые невозможно вывести в плюс, но они все равно проводятся. «Например, джазовый фестиваль всегда убыточен. Гонорар исполнителя из Италии составляет примерно 6-7 тысяч евро. Плюс нужно оплатить дорогу, проживание и питание. К тому же, чтобы привезти иностранца, нужно пройти доскональные проверки ФСБ. Но на джазовом фестивале нужна и звезда из России, а их гонорары, бывает, что и побольше итальянских», – рассказала Наталья Викторовна.
Фото: astoperahouse.ru
Пандемия обнажила еще одну не самую приятную истину: астраханские театралы – это люди пожилого возраста. Когда всех, кому больше 65, посадили на принудительную самоизоляцию, в театре резко снизилась посещаемость. Да и сейчас, когда таких ограничений нет, люди по инерции боятся возвращаться в свой насиженный бельэтаж или партер. Спешим вас заверить, театр – не очаг коронавируса. На каждой постановке соблюдаются все требования Роспотребнадзора: особая рассадка, дезинфекция, термометрия. К тому же, артисты регулярно сдают тесты. Те, у кого выявляется ковид, отправляются на самоизоляцию. «Если у нас свыше 25% работников заболеют, то это будет мое личное решение – отправить всех на самоизоляцию», - заверила нас директор.
Театр – это рок-н-ролл
Худшее воспоминание моего детства: я в возрасте лет десяти-двенадцати смотрю оперу «Тоска» (ударение на первый слог) в ДК Аркадия. Три, целых три, действия, Карл! Непонятный итальянский и неразборчивые субтитры дополняли угрюмую картину. Тогда мне казалось, что это действо длится бесконечно. Настоящая тоска (а вот тут уже на второй). Громоздкий и помпезный Пуччини в продуваемой всеми ветрами "Аркашке" – этот тандем надолго отбил во мне желание посещать любые театры, если в их названии нет приставки «кино». Уверен, и у остальных было что-то подобное. «Война и мир» и «Тихий Дон» в школьной программе убивают желание читать, а Пуччини в 12 лет вызывает отторжение к слову «опера». «Скука, тоска», – вот, что всплывает в подсознании, когда мы слышим слово «театр». Но, поверьте, стоит лишь немного погрузиться в тему и понимаешь: театр – это настоящий рок-н-ролл. Или футбол, если угодно. Судите сами, все атрибуты на месте. Зрелище – присутствует, зритель – тоже, команда (она же труппа) – в наличии. Скандалы, звездная болезнь, громкие переходы между труппами из разных городов – наблюдать за этим безумно интересно.
Сегодняшний Театр Оперы и Балета – сплав классики и смелого эксперимента. В репертуаре постепенно появляются оперетты, которые интересны массовому зрителю, а сцена регулярно отдается на откуп молодым талантам. Ближайшая громкая премьера – постановка спектакля «Свадьба Фигаро» будет осуществляться в рамках действующего проекта «Арт-про-движение» выпускниками знаменитого ГИТИСа и астраханской труппы. Это будет уже вторая совместная работа выпускников ГИТИСа и творческого коллектива театра. Режиссером-постановщиком вновь выступит Алексей Смирнов, который осенью 2019 года представил премьеру оперы "Ревизор" по мотивам произведений Н. Гоголя. На «Ревизоре» мы были, и это было круто.
"Ревизор". Фото: astoperahouse.ru
А окончательно сбросить с помоста ярлык «только для лиц старше 65 лет» призвана крутая барная история. Режиссер Театра Алексей Смирнов и бар «Котики» в это воскресенье изобретут коктейль "Свадьба Фигаро", который будут продавать до дня премьеры. А все, кто пришлет фото с этим коктейлем и отметит театр в соцсети, получат скидку на билеты в оперу. К слову, отрадно, что Театр не чурается и конструктивной критики. В разговоре с директором мы вспомнили, и как в августе прошлого года критиковали оперу «Руслан и Людмила» с надувными крокодилами и мерседесом, поставленную в Кремле.
Несмотря на 5 месяцев простоя, в 2020 году Театр Оперы и Балета на продаже билетов уже заработал 22 миллиона из запланированных 42 миллионов. Приближается новогодняя программа, в которую работники Театра вложили немало усилий, будут и громкие премьеры, и приглашенные звезды, и Игорь Бутман на джазовом фестивале. В эпоху, когда стриминговые сервисы на пару с пандемией фактически убивают привычный нам кинотеатр, нужно держать нос по ветру. Пятничным вечером надеть свое лучшее платье или костюм-тройку и посетить премьеру в роскошном зале, подписаться на звезд балета в инстаграме и обсуждать их личную жизнь за чашечкой кофе в театральном буфете или коктейля «Свадьба Фигаро» в баре. Та самая культурная революция, которую мы заслужили, и у астраханцев есть все составляющие для претворения ее в жизнь.
Эрик Ахмедьяров
Новости на Блoкнoт-Астрахань
За чей счет банкет?
Театр Оперы и Балета среди астраханцев принято ругать. Этот тренд закрепился не хуже обоснованного хейта по поводу
Само собой, купив Роллс-Ройс, вы должны обслуживать его соответствующее. И содержание Театра влетает бюджету в копеечку, что является еще одним аргументом хейтеров. Так-то оно так, вот только львиную долю необходимых для существования денег Театр зарабатывает сам. По словам Натальи Шаговой, на сегодняшний день из областного бюджета оплачиваются только коммунальные услуги, охрана и зарплаты работников. Все остальное: приглашение сторонних артистов, концерты (такие как юбилей Чайковского) и другие масштабные проекты удается воплотить в жизнь благодаря внебюджетной деятельности, президентскому гранту. В рамках этой программы, действующей с 2016 года, храмы культуры по всей России получают заметную материальную поддержку. В этом году получить грант в размере 145 миллионов рублей удалось, наконец, и Астраханскому театру Оперы и Балеты. Не обошлось без помощи Игоря Бабушкина. «Мы попадали под все критерии, у нас были собраны все необходимые документы, но не хватало нужного рукопожатия», – поделилась директор театра. Парадоксально, но в период пандемии зарплаты балетной труппы стали только выше, а все благодаря этому же гранту. Кроме того, руководство Театра воспользовалось возможностью получить льготный кредит на два с лишним десятка миллионов рублей. Деньги можно будет не отдавать, если Театр не будет увольнять своих сотрудников во время пандемии. Отличное менеджерское решение, показывающее, что сидеть на шее налогоплательщиков руководство Театра не собирается.
65 плюс - это не минус
Естественно, театр зарабатывает и на билетах. Точнее, старается. Высокие цены на искусство – нечастый, но встречающийся аргумент в колчане критических стрел недоброжелателей. Вы удивитесь, но есть такие мероприятия, которые невозможно вывести в плюс, но они все равно проводятся. «Например, джазовый фестиваль всегда убыточен. Гонорар исполнителя из Италии составляет примерно 6-7 тысяч евро. Плюс нужно оплатить дорогу, проживание и питание. К тому же, чтобы привезти иностранца, нужно пройти доскональные проверки ФСБ. Но на джазовом фестивале нужна и звезда из России, а их гонорары, бывает, что и побольше итальянских», – рассказала Наталья Викторовна.
Фото: astoperahouse.ru
Пандемия обнажила еще одну не самую приятную истину: астраханские театралы – это люди пожилого возраста. Когда всех, кому больше 65, посадили на принудительную самоизоляцию, в театре резко снизилась посещаемость. Да и сейчас, когда таких ограничений нет, люди по инерции боятся возвращаться в свой насиженный бельэтаж или партер. Спешим вас заверить, театр – не очаг коронавируса. На каждой постановке соблюдаются все требования Роспотребнадзора: особая рассадка, дезинфекция, термометрия. К тому же, артисты регулярно сдают тесты. Те, у кого выявляется ковид, отправляются на самоизоляцию. «Если у нас свыше 25% работников заболеют, то это будет мое личное решение – отправить всех на самоизоляцию», - заверила нас директор.
Театр – это рок-н-ролл
Худшее воспоминание моего детства: я в возрасте лет десяти-двенадцати смотрю оперу «Тоска» (ударение на первый слог) в ДК Аркадия. Три, целых три, действия, Карл! Непонятный итальянский и неразборчивые субтитры дополняли угрюмую картину. Тогда мне казалось, что это действо длится бесконечно. Настоящая тоска (а вот тут уже на второй). Громоздкий и помпезный Пуччини в продуваемой всеми ветрами "Аркашке" – этот тандем надолго отбил во мне желание посещать любые театры, если в их названии нет приставки «кино». Уверен, и у остальных было что-то подобное. «Война и мир» и «Тихий Дон» в школьной программе убивают желание читать, а Пуччини в 12 лет вызывает отторжение к слову «опера». «Скука, тоска», – вот, что всплывает в подсознании, когда мы слышим слово «театр». Но, поверьте, стоит лишь немного погрузиться в тему и понимаешь: театр – это настоящий рок-н-ролл. Или футбол, если угодно. Судите сами, все атрибуты на месте. Зрелище – присутствует, зритель – тоже, команда (она же труппа) – в наличии. Скандалы, звездная болезнь, громкие переходы между труппами из разных городов – наблюдать за этим безумно интересно.
Сегодняшний Театр Оперы и Балета – сплав классики и смелого эксперимента. В репертуаре постепенно появляются оперетты, которые интересны массовому зрителю, а сцена регулярно отдается на откуп молодым талантам. Ближайшая громкая премьера – постановка спектакля «Свадьба Фигаро» будет осуществляться в рамках действующего проекта «Арт-про-движение» выпускниками знаменитого ГИТИСа и астраханской труппы. Это будет уже вторая совместная работа выпускников ГИТИСа и творческого коллектива театра. Режиссером-постановщиком вновь выступит Алексей Смирнов, который осенью 2019 года представил премьеру оперы "Ревизор" по мотивам произведений Н. Гоголя. На «Ревизоре» мы были, и это было круто.
"Ревизор". Фото: astoperahouse.ru
А окончательно сбросить с помоста ярлык «только для лиц старше 65 лет» призвана крутая барная история. Режиссер Театра Алексей Смирнов и бар «Котики» в это воскресенье изобретут коктейль "Свадьба Фигаро", который будут продавать до дня премьеры. А все, кто пришлет фото с этим коктейлем и отметит театр в соцсети, получат скидку на билеты в оперу. К слову, отрадно, что Театр не чурается и конструктивной критики. В разговоре с директором мы вспомнили, и как в августе прошлого года критиковали оперу «Руслан и Людмила» с надувными крокодилами и мерседесом, поставленную в Кремле.
Несмотря на 5 месяцев простоя, в 2020 году Театр Оперы и Балета на продаже билетов уже заработал 22 миллиона из запланированных 42 миллионов. Приближается новогодняя программа, в которую работники Театра вложили немало усилий, будут и громкие премьеры, и приглашенные звезды, и Игорь Бутман на джазовом фестивале. В эпоху, когда стриминговые сервисы на пару с пандемией фактически убивают привычный нам кинотеатр, нужно держать нос по ветру. Пятничным вечером надеть свое лучшее платье или костюм-тройку и посетить премьеру в роскошном зале, подписаться на звезд балета в инстаграме и обсуждать их личную жизнь за чашечкой кофе в театральном буфете или коктейля «Свадьба Фигаро» в баре. Та самая культурная революция, которую мы заслужили, и у астраханцев есть все составляющие для претворения ее в жизнь.
Эрик Ахмедьяров