Астрахань Четверг, 25 апреля
Общество, 20.12.2022 15:02

Главное - быть преданным своему делу: интервью с подполковником ФСБ России в запасе Андреем Аркадьевичем Макаровым

Помните знаменитую советскую экранизацию повести Павла Бляхина «Неуловимые мстители» (оригинальное название книги «Красные дьяволята»)? Один из главных персонажей истории – цыган Яшка – в повести, на самом деле, был китайцем! Из-за сложных взаимоотношений СССР с Китаем в период съемок фильма было принято решение поменять китайца на цыгана. Об этом и многом другом нам рассказал Андрей Макаров, подполковник УФСБ России по Астраханской области в запасе, член Совета ветеранов ведомства, автор художественных, документальных и методических работ.

20 декабря в России отмечается День работников органов безопасности. Круглосуточно эти мужественные люди несут государственную вахту по защите жизни и интересов общества и страны. О сути работы самой закрытой для гражданских людей структуры – в нашем сегодняшнем интервью с Андреем Макаровым.

Родители Андрея Аркадьевича

- Андрей Аркадьевич, расскажите о себе.

- Я родился в городе Гурьев, еще в маленьком возрасте переехал с семьей в Астрахань. Мой отец успел захватить войну, воевал в Австрии, в том числе. Он был шофёром, потом выучился на радиоспециалиста. Потом он стал работать на железной дороге бригадиром поезда. Его бригада была одной из первых бригад коммунистического труда, чем я и горжусь.

По признанию Андрея Аркадьевича, увлечение радиотехникой он получил от отца, потому что в детстве отец научил его собирать радиоприёмники, первые транзисторы, которые появились в Астрахани. Именно радиотехнику наш герой считает одним из своих хобби. Он собирал транзисторные приёмники самостоятельно, что научило его усидчивости, развивало моторику.

- Отец умер на вокзале в прямом смысле слова. Это дети вокзала – люди, которые не уходили с вокзала, как я не ухожу с этого Управления. Это преданность своему делу, это самое главное, одна из главных черт любого мужчины.

Мама подполковника ФСБ была одной из лучших закройщиц города. Это было сложно в те годы – что-то покупать. Модницы все шили: покупали материал, доставали и шили у хороших портных.

- Это нужно уметь видеть: приходит к тебе женщина, и ты должна её оценить и быстро набросать тот фасон, который она хочет, с ее слов. Для этого нужно хорошее видение и умение запечатлеть и так далее. Свое видение маме досталось от ее дяди, который был художником. А мне это качество пригодилось для работы в качестве фотографа.

Детство и юность

Детство и юность Андрея Аркадьевича прошли как у всех советских людей. Правда, уже тогда педагоги стали замечать в юном Андрее организаторские способности.

- Уже в школе меня избрали секретарём комитета комсомола, это достаточно редкое явление, чтобы учащихся этой школы выбирали на такой важный пост. В то время я выпускал стенгазету, что-то писал для нее. Я, когда выступаю перед молодёжью, всегда говорю: «Ребята, у вас, у каждого есть свой талант. Вы его пока не знаете, он косвенный, и ваша задача, ваших родителей, окружающих взрослых людей увидеть зёрнышки этого таланта, которые потом могут прорастать. А для этого нужен, в том числе, и широкий кругозор».Родители выписывали мне все журналы, которые выходили в то время. Я все эти журналы читал, что способствовало расширению кругозора, который не зря ценится. Учитель истории, у которого я учился в школе, сказал, что «вот Макаров Андрей, он будет у нас дипломатом». Ион почти угадал, потому что один год я проучился в МГИМО.


Андрей Аркадьевич закончил 10 классов, и, так как в то время ценились рабочие руки, он поступил в техническое училище на судоверфи имени Кирова, где получил специальность электрика по силовым сетям и электрооборудованию, и до армии проработал какое-то время по специальности.

- Я участвовал в установке осветительных приборов ряда известных зданий в городе. Летом кабели таскал на плече по траншее, в жару эта смола прилипала, в общем, было трудно, конечно. Но, я считаю, что, если человеку удается пройти такую суровую школу жизни, особенно в молодости, ему потом легче адаптироваться в другой среде, понимаете? Человек потом легче переносит трудности.

В 1970 году Андрея призвали в армию, хотя могли отложить.

- У меня был товарищ, и мы с ним пошли в Ленинский военкомат и сказали, чтобы нас призвали, и чем быстрее, тем лучше. Призвали меня в военно-морской флот, а это порядок, это чистота, это дисциплина и умение наладить психологический контакт. Ведь военнослужащие там находятся на замкнутой территории с достаточно большим числом людей, очень разных молодых людей. Каждый со своими амбициями, со своими понятиями, поэтому именно на военном корабле умение контактировать развивается донельзя. Там меня выбирают секретарём комитета комсомола, старшину, хотя, это должность старлея. Наш корабль считался одним из лучших на Чёрноморском флоте по агитационно-наглядной работе. Я не знаю, можно ли сейчас уже об этом говорить, но первые крылатые ракеты были установлены именно на нашем корабле.

Кстати, еще до службы в армии Андрей Аркадьевич увлекся и фотоискусством, которым занимается до сих пор. Он фотографировал все мероприятия и в школе, и в училище, и на флоте. Помимо фотоискусства и радиотехники, Андрей Аркадьевич был еще и футболистом. 

- Я занимался в команде «Локомотив». В советское время, в этом плане было очень хорошо, вы даже не представляете, сколько было стадионов! При каждом заводе был свой стадион, а также четыре официальные команды: дети, юноши, обратите внимание, как я подчёркиваю, старшие юноши и взрослые. То есть, задействовали детей и подростков в трех командах из четырех, тем самым, отвлекали их от улицы.

Футбольное поле «Локомотива» находилось напротив современного Кировского рынка. В команде наш герой занимал позицию защитника и, к слову, играл вместе с Василием Щупиковым.

- Вася Щупиков – это гордость Астрахани, он играл в Олимпийской сборной и в «Торпедо-Москва». Вообще, Астрахань – очень талантливый город, то есть настолько здесь талантливые люди, это невероятно.

Занятия футболом, возможно, спасли нашему герою жизнь. Андрей Аркадьевич рассказал, как однажды днем провожал знакомую девушку в Шанхай. Так во времена его молодости назывался один из микрорайонов Астрахани (где-то в районе улицы Калинина, за Кировским рынком). Микрорайон считался неблагополучным, а молодежь района часто участвовала в уличных разборках. И именно там, в Шанхае, ему со спутницей несколько парней перегородили путь. Андрей Аркадьевич признается, что уже был готов к серьезным последствиям. Однако, неожиданно, как из-под земли, рядом оказался игрок его команды Даник, который помешал парням причинить паре вред. Наш герой считает это неким провидением, которое вело его по жизни, за что Андрей Аркадьевич благодарит судьбу.

- Коллективные игры воспитывают в человеке очень важные вещи. Активный командный дух, он ни с чем несравним, он воспитывает подростка невероятно, потому я считаю, мне очень повезло, что я воспитывался через футбол, не только через книги, журналы, через родителей. Командный дух воспитывает пацанов, приносит очень большую пользу, умение общаться в этом коллективе, и так далее.

Андрей уделял игре много внимания, но и не забывал о книгах. До сих пор он вспоминает библиотеку в двухэтажном красном здании, которое сохранилось до наших дней и располагается напротив бывшего завода им. Карла Маркса.

Стремление быть лучшим в своем деле для Андрея Аркадьевича – одно из наиважнейших качеств в человеке. И с юности он старался этому соответствовать.

-Неважно, кем я являюсь. Если я дворник, я должен быть лучшим дворником в городе, это минимум. Если я футболист, то я тянусь за лучшим, и я должен стремиться к этому. Это не тщеславие, это стремление, а стремление это очень большая вещь, это побудительный факт.

Работа

После службы в армии Андрей Макаров устроился работать на Консервный завод электриком. Занимался он тем, что разбивал вышедшие из строя моторы, вытаскивал из них медную проволоку, которую предприятие сдавало. Наш герой уверен, что любой трудовой путь должен начинаться именно так, с самых низов.

На производстве Андрея заметили и избрали его секретарём Комитета комсомольской организации завода, и этот этап Андрей Макаров считает очень важным в формировании его будущего.

- Работа на предприятии – это тот же корабль, это небольшое пространство с очень большим количеством людей. И ты должен себя там показать, люди тебя видят везде: как ты говоришь, как ты общаешься. Оценку дают твоим действиям. У нас была хорошая комсомольская организация, но есть у меня дурацкая привычка – сделать ещё лучше. И именно там я получил очень хорошую закалку, опять же в работе с людьми. Умение работать с людьми – это самое ценное качество любого руководителя. Не руководить, а работать с людьми, руководить – это руками водить. А нужно находить к ним подход. Когда я работал на консервном заводе, я ходил специально на различные курсы, всегда меня привлекала политика, экономика, ну и социальные науки, психология. И через некоторое время поехал поступать в МГИМО.

- Расскажите, почему вы вообще решили поехать туда поступать?

- Помните, я вам говорил, что учитель истории ещё в школе сказал:«Макаров будет дипломатом»?Он сказал то, что он увидел, это человек был мудрый, пожилой, он увидел во мне эти вещи. Благодаря характеристикам, я поступил на подготовительные курсы. А параллельно устроился электриком в институт имени Гнесиных. Там я был лифтёром итальянских лифтов «Фальконе». Вот я там работал, а вечером обучался на курсах.

- А что не получилось? Почему не выучились?

- Возникли некоторые препятствия, их несколько было. Брат уехал после учебы по распределению, родители у меня оставались одни, да и «дамский вопрос» намечался. Я поступил на заочку в Московский Государственный Педагогический Институт, на исторический факультет, потом вернулся в Астрахань. Здесь женился и продолжил работать на консервном заводе.

На заводе был действующий отряд дружинников – добровольная организация, которая занималась охраной социалистической собственности и правопорядка.

- Мы работали иногда и с милицией, с участковым работали, но часто работали на самом заводе, потому что там продукты, на которые периодически кто-нибудь мог «положить глаз». А со временем мне предложили возглавить районный комсомольский оперативный отряд. Мы приходили вечером после работы, заседали в нашем штабе, писали планы, дежурили. Я договорился с прокуратурой, прокуратура читала нам лекции правовые. Я договорился с милицией, которая приходила, учила нас, как пользоваться рацией и т.д. Там наша дружина много достигла. У меня, например, есть даже грамота «За мужество и находчивость, проявленное на дежурстве при задержании вооруженных хулиганов». С тем эпизодом у меня связано одно очень приятное воспоминание. В той истории нам помогли обычные гражданские прохожие, что сегодня – редкость, к сожалению…А грамоту я получил, кстати, за год до моего прихода в Комитет (КГБ, позднее – ФСБ – прим.авт.).

КГБ-ФСБ

Структура эта очень закрытая, и попасть в нее работать, да еще и без профильного образования, нелегко. Почти невозможно. Но на Андрея Аркадьевича Комитет обратил внимание по рекомендации. Сам Андрей Макаров об этом сначала даже и не подозревал: структура изучала кандидата скрытно.

- 29 мая 1980 года меня зачислили в очень серьезное подразделение, которое занималось борьбой с идеологической диверсией. Идеология – это основополагающий фактор в жизни любого общества, любого человека, органы занимались борьбой с вражеской идеологией. 29 мая 1980 года я вошел в это здание (знаменитое здание на Свердлова – прим.авт.), а вышел 29 мая 2012 года - 32 года посвятил оперативной работе. И я горжусь этим. Меня взяли в органы, когда я еще не имел даже высшего образования.

Андрей Аркадьевич никогда не гнался за званиями и должностями. Он искренне считал и считает, что нужно быть преданным той работе, которую любишь, и выполнять ее «на отлично», всегда стремясь к лучшему качеству выполнения обязанностей, а не более серьезным погонам или должности. Но, несмотря на это, прошел путь от младшего лейтенанта КГБ до подполковника ФСБ.

-Закон о безопасности был принят в 1992 году, в котором была правильно поставлена цель: защита гражданина, общества и государства. У КГБ был знак: щит и на его фоне меч, а после 1992 года знак видоизменился. Это щит, а меч за ним. В первую очередь, щит – это защита, а потом уже карающий меч. Сначала защити человека, общество, государство, а потом разберись, кого и за что карать. Вообще, меня всегда очень коробит несправедливость. А за это люди часто не любят. Немного вернусь в прошлое. Когда я служил на корабле, меня как-то вызвали к начальству и сообщили, что кто-то написал на меня донос. Якобы, я слушаю «Радио Свободы» и распространяю вражескую информацию среди экипажа. Я ответил, что меня можно обвинять в чем угодно, только не в этом. Если человек становится на путь справедливости, он должен быть готов к этому.

- После завода, дежурств с дружинниками как Вы отнеслись к новой работе и чем конкретно в ведомстве занимались?

- Мне новая работа понравилась, потому что она была связана, в первую очередь, именно с интеллектуальной работой, с криминалистикой, с психологией и другими прикладными науками. Мне всегда была интересна психология человека, это тайна, интересная жизнь. Распознать, как человек думал, о чем он думал… Я занимался розыском анонимов. Например, прислал человек письмо с угрозами. Моя работа заключалась в том, чтобы по подчерку, по микрочастицам и тому подобному найти в огромном городе одного единственного человека. Однажды я нашёл человека, который написал, что планирует взрыв. Он просто не там поставил точку в предложении.

Автор фотографии - Андрей Макаров

- А Вы можете составить мой портрет по почерку, по мимике, по движениям, и мне рассказать?

- Могу, но оставлю при себе, у меня просто своё остаётся впечатление. А вообще, мир держится на познании человека, на его действиях, на его мотивации, на вскрытии так называемой имплицитной информации. То есть, он написал одно, а на самом деле это другое. Поэтому, это, конечно, очень интересно. Я отказался от многих интересных должностей ради такой работы. Чтобы остаться на этой должности, продолжить эту работу, от которой я получал удовольствие, огромное удовольствие получал ещё от общения с людьми. Чтобы определить и найти человека, сначала надо разработать облик, примерно так же, как создается потрет словесный, только глубже и сложнее. Вот этот процесс складывания примерного облика интересен. Для этого привлекаются совершенно разные специалисты. Всего по трем словам в письме мы находили человека, по наличию или сочетанию определенных красок. Человек с хорошим аналитическим умом может назвать примерную специальность автора письма, например. В рамках оперативной работы я встречался с уникальными людьми.

Из оперативника в писатели

Опираясь на результаты своей работы, Андрей Аркадьевич написал книгу, на основе которой, в том числе, выступал в качестве преподавателя в Академии ФСБ и на курсах повышения квалификации сотрудников органов безопасности.

И на этом его творческая деятельность не заканчивается. В 1985 году на основе реальных дел по розыску Андрей Аркадьевич написал сценарий к фильму «Чужой», а его товарищ Иван Воронцов его снял. Примечательно, что Андрей Макаров сыграл в фильме главную роль оперативника Андрея Аркадова. Нет, фамилия персонажа не связана с отчеством нашего героя. Аркадой называется разновидность почерка человека.

Но в биографии Андрея Макарова есть и литературные работы, доступные широкому кругу читателей.

- То, что за время службы мне удалось создать, - это мои результаты. Человек, когда работает, всегда должен думать, что оставит после себя. Потому что, если ты чем-то занимаешься, ты должен оставить после себя какой-то след. Зачем вообще это все, если ты не оставишь после себя ничего. Конечно, не все могут стать знаменитыми, не все имена будут на слуху, но к этому необходимо стремиться. Мало работать хорошо. Мало работать грамотно. Мало работать правильно. Надо работать красиво. Поэтому, когда пришло время уходить со службы, я понял, что открывается другая страница в моей жизни, просто надо чувствовать, знать это, где я могу еще раскрыться. В 2012 году я пришел в Совет ветеранов УФСБ и служу теперь здесь, уже 10 лет. Суть работы остается прежней, меняется только ее форма.

После выхода на пенсию у Андрея Аркадьевича появилось время писать. Задатки автора в нем были также с юности, когда он начинал писать еще в школьной газете. Умные люди подсказали ему, что по итогам его многолетней работы в архиве скопились много интереснейших дел. И именно эти дела, расследования преступлений в нашем городе, становились сюжетами к новым повестям и рассказам Андрея Макарова. Так, наш герой познакомился с известными астраханскими писателями, состоит в региональном отделении Союза писателей России. А в коллекции имеет награды за свои работы. Андрей Макаров стал победителем двух конкурсов, в том числе, имени того самого Павла Бляхина, о котором мы упомянули в начале нашего материала.

- На реальных событиях писать очень тяжело, поскольку наврать можно, что хочешь, а вот ты попробуй в художественной форме изложить реальные события. Здесь врать нельзя. Документальные события, они намного сложнее, нужно внести в документалистику художественные приёмы, не фантазию, а именно приёмы.

Во всех его историях главным героем выступает тот самый оперативник Андрей Аркадов, а события разворачиваются в разных местах и при разных обстоятельствах.

Из-под пера Андрея Аркадьевича вышли несколько книг, в частности, роман «Букет из преисподней», в котором рассказывается о борьбе с противником, угрожающим безопасности граждан. Также, на основе оригинальной идеи и фотографий Андрея Макарова была написана и книга о жизни и подвиге разведчика, нашего земляка Виктора Николаевича Подгорнова. В 1945 году он нацарапал на колонне Рейхстага «Здесь был Виктор Подгорнов из Астрахани». Именно он в составе группы привез в Советский Союз из Германии ракету ФАУ-2, на основе которой создавалось баллистическое оружие. Виктор Подгорнов служил в СМЕРШе, МГБ, КГБ, занимался розыском немецких разведчиков.

Также Андрей Аркадьевич является отличным фотографом. Его фотоработы видели и отмечали высокими оценками не только в России, но и за рубежом: Братислава, Канны, Берлин. Его подарок, фотография белой розы с пистолетом, хранится в семье Героя Советского Союза Геворка Андреевича Вартаняна. Именно этот легендарный разведчик вместе с женой принимал участие в предотвращении покушения на лидеров СССР, Великобритании и США во время конференции Тегеран-43.

- Когда я подарил эту фотографию, супруга Геворка Андреевича была ошеломлена. Уже позже он рассказал, что Гоар была связной, и на встречу с ней разведчик приходил с белой розой.

И в любом деле, за которое бы не брался Андрей Аркадьевич, для него важна обратная связь. Будь то отзыв читателя, спрос на переиздание очередного захватывающего детектива, просьба оставить автограф или сфотографироваться вместе на память. 

- Обратная связь в форме конкретных действий, в форме реакции людей и так далее. Если нет обратной связи, то все это – просто разговоры, демагогия, а не результат работы. Когда я в Ахтубинске выступал, после моего выступления подошел мужчина и сказал: «Вы меня поразили! Я никогда не думал, что сотрудники ФСБ могут такими быть». Это было, конечно, наградой, потому что эта та самая обратная связь.

- Подразумевалось, что мужчина считал сотрудников Управления суровыми и совершенно не творческими?

- Да, поэтому нужно показывать себя совсем с другой стороны, чтобы устранять заблуждения, которых в обществе – масса.

Беседовала Вероника Соколова


Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

лица города АстраханьФСБ России в Астраханитерроризм в Астрахани
1
0