Астрахань Понедельник, 29 апреля

«Каждый рейс не покидала мысль: дойдем, продержимся?»: астраханец о годах войны

"Каждый рейс не покидала мысль: дойдем, продержимся?": астраханец о годах войны

Бронекатер Волжской военной флотилии уходит на задание. Фото П. Трошкина. 1942 год

В преддверии 75-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне Астраханский государственный архив, рабочая группа краеведов и "Блокнот" запустили уникальную акцию "Астрахань прифронтовая. Госпитали". Это серия материалов, которые расскажут вам о жизни нашего города и его жителей в тяжелые военные годы. Сегодня вы познакомитесь с воспоминаниями астраханца Ивана Васильевича Краснова, который в годы войны ходил по Волге на теплоходе "Карелия".

Трудной была вторая военная навигация на Волге. Фашисты рвались к Сталинграду, а на главной улице России речники делали все, чтобы быстрее доставить для фронта воинские части, боеприпасы, снаряжение, продовольствие, горючее. Помню один из рейсов, когда экипажу теплохода «Карелия», где я работал вторым помощником капитана, поручили доставку продовольствия, снаряжения и оружия с ближайших железнодорожных станций Сталинграда до пристани Владимировка (ныне Ахтубинск).

Вначале было распоряжение встать к элеватору под погрузку зерна. Несмотря на бомбежку и обстрел из дальнобойных орудий, погрузили в трюмы три тысячи тонн зерна, а на палубу уложили металлические поковки общим весом более пятисот тонн. Корпус «Карелии» глубоко осел в воду, и судно отправилось в очередной рейс, лавируя между столбами воды, поднятыми взрывами снарядов и бомб. Капитан В.П. Красильников и механик А.Е. Самохвалов буквально не уходили со своих рабочих мест.

Судно со стороны могло показаться зеленым островом – так тщательно маскировали мы его ветвями деревьев, кустами, чтобы не обнаружили фашистские стервятники. И снова – бомбежки, и снова – спрятавшиеся в глубине реки мины, которые подстерегают тебя, как нарочно, на самых сложных участках фарватера. Вскоре меня, как молодого коммуниста (я был на «Карелии» секретарем партийной организации) направили помощником капитана по политчасти на пассажирский пароход «Клим Ворошилов». На нем в то время перевозили солдат и офицеров, снаряжение, оружие.
Ходили без судоходной обстановки, под бомбежками. Трудно было с топливом. Всем экипажем выходили на погрузку дров или угля (жидкого топлива не было).

Помогали кочегарам, невзирая на должности и ранги. Довелось мне в то трудное время работать комиссаром и на пароходе «Волховстрой», выполняющим задания по срочной доставке нефтепродуктов в Батраки (недалеко от Сызрани). Каждый рейс в Астрахань не покидала мысль: дойдем, продержимся ? Не за себя боялись – знали, как стране, фронту нужна нефть. На наших глазах гибли на минах и от бомбежки воздушных стервятников буксирные, грузовые, пассажирские пароходы и теплоходы, горели баржи, груженные нефтепродуктами.

Когда бомбежки и обстрелы усилились, на пароход прибыло воинское подразделение. Были установлены пушка и два пулемета. В отражении налетов вместе с активно прибывшими участвовали и члены команды. Как-то в районе Купоросного переката, фашисты бросили три осветительные ракеты. Судно с баржами, несмотря на темную ночь, видно было как на ладони. Немцы сбросили бомбу. Она упала возле барж. Наши воины открыли огонь. Сбросив еще несколько бомб, фашистские самолеты убрались восвояси.

Давно минула война, мы живем мирной жизнью. Но до сих пор, как самое большое счастье, я ощущаю чистое небо над Волгой.

Читайте также:

«Ухожу на задание. Не знаю – вернусь или нет»: воспоминания астраханца о жизни во время войны

«Мама наливала мне стакан молока и давала два-три ломтика хлеба»: почетный гражданин Астрахани о жизни во время войны

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

1
0