Астрахань Четверг, 25 апреля
Общество, 25.07.2020 16:25

От «кировки» до дизайна для правительства Москвы: история астраханца Артема Горчакова

«Блокнот-Астрахань» продолжает серию интервью в рамках рубрики «Мы из Астрахани», в которой мы общаемся с астраханцами, покинувшими отчий дом и реализующими свои идеи в других городах. Сегодня нашим собеседником стал Артем Горчаков. Талантливый астраханец живет в столице. Артем - дизайнер, работал с такими крупными компаниями как Ростелеком, Роснано, Ренова, Билайн, разрабатывал брендинг для фестивалей, проводимых правительством Москвы. Астраханцам тоже знакомы его работы: дизайны Дома-музея Велимира Хлебникова, Культового бара, ресторана "Вино и Крабы", Рестобара. Эта история расскажет вам о том, как вырваться из маленького города, чтобы потом сделать его лучше.

- Здравствуйте, Артем. Как прошло ваше детство?

- Хотя своей малой родиной я считаю Астрахань, но, как ни странно, родился я в Сибири в городе Красноярск. Там я жил до шести лет, родители часто меня отправляли к бабушке в деревню Мульга, окружённую рекой Кизир, тайгой и скалистыми горами. Жизнь в деревне во многом оставила след в моем восприятии мира.

- Как долго вы жили в Астрахани, чем занимались до отъезда?

- В Астрахани формировалось мое сознание и личность, поэтому этот город остаётся главным в моей жизни. При этом не хочу идеализировать Астрахань, надо сказать прямо: город оставляет желать лучшего, тем более в те годы, девяностые и двухтысячные, это были серые безжизненные асфальто-бетонные джунгли. 

Любимыми нашими развлечениями были заброшенные стройки и огромные болота на улице Куликова, по которым мы рассекали на самодельных плотах летом, а зимой – на чунках. Дальше было найдено место силы – так называемая "кировка" (площадь Кирова), где встречались ребята, уставшие от серости и уныния. Мы объединялись в группы по интересам, и меня уже тогда манила магия созидания. Часто нашей творческой задачей было разбудить сознание сограждан, и мы организовывали различные провокационные выставки, перформансы, музыкальные сейшены. При этом кто-то практиковал буддизм, кришнаизм, растафарианство, и вообще нонконформизм и эзотерика были в моде. Из этой тусовки вышли многие интересные люди.

Потом, уже учась в АГТУ на специальности реклама, я понимал, какая сторона этой профессии меня интересует – дизайн и продакшн. Закончив университет, я работал дизайнером в нескольких рекламных компаниях, при этом я активно развивал себя в разных направлениях: организовывал в выставки, участвовал как автор в Биеннале, создал с Давыдовым Денисом музыкальную группу Karakul. Кстати, Денис сейчас - успешный композитор, живущий и работающий в Санкт Петербурге. В соавторстве с астраханским сценаристом и актером мы сделали фильм и получили за него премию на итальянском фестивале короткометражных фильмов


DSC_6284.JPG


- Почему решили уехать? Что было самым сложным при переезде и на первых порах жизни в Москве? 

- Уехал из Астрахани я где-то в 28 лет, это почти верхний предел для переезда, позже уже будет гораздо сложнее решиться, на мой взгляд. В Москву я поехал в первую очередь по профессиональным причинам, так как чувствовал, что нужно прокачиваться как дизайнер. И кстати, я застал еще «лужковскую» Москву, это был город, заставленный ларьками и повсеместным мусором, поэтому переезжать с концами я не собирался, но со временем я нашел себе ареал обитания и свой путь. Здесь я получил колоссальный опыт как дизайнер, прокачивая скиллы каждый день, и мне за это еще платили.

Вообще, я считаю, что жителю провинции нужно обязательно уехать на какое-то время туда, где цивилизация шагнула вперед, для саморазвития. Потом, вернувшись обратно, такие люди смогут дать городу гораздо больше.

Чтобы удачно переехать в столицу, нужны две вещи – друзья и деньги, у меня была первая. Этого хватило, чтобы год скитаться, снимая комнаты и наступая на все грабли, ждущие провинциала в столице. За год я прокачал свои навыки, и меня взяли в креативное агентство AdOnce, где я проработал довольно много. За это время мне удалось поработать с разными брендами: французским Total, американским AIG, немецкими и чешскими компаниями, даже Herbalife, и получить серьёзный опыт. Из российских брендов наиболее заметные: Ростелеком, Роснано, Ренова, Билайн, X5 Retail Group, а для правительства Москвы делал брендинг нескольких городских фестивалей «Путешествие в Рождество», «Московская осень». В Астрахани сделано много работ по брендингу: Дом-музей Велимира Хлебникова, за который я получил гран-при фестиваля дизайна «Золотая Блоха», и также знак попал в коллекцию проекта logobook.com. Также известные в Астрахани проекты: Культовый бар, Вино и Крабы, Рестобар, сейчас открывается бар «Огонёк»


MyCollages3.jpg

- Раз уж заговорили про Астрахань. Сегодня Культовому, во всех смыслах, бару исполняется 6 лет. Расскажите историю создания дизайна этого места.

- Фирстиль Культового бара был продиктован его основным тэглайном "Культ твоей личности", что подразумевает как знаменитостей, выступающих в баре, так и обычных посетителей. Каждый интересен и может быть знаменит наравне со всеми. Логотип отсылает к рукописным вывескам старого времени, как к советским, так и к американским. Гуманистический шрифт делает стиль демократичным и открытым. Логотип имеет небольшую историю, он вырос с предыдущего проекта фото-арт-проекта Культ, над которым я трудился совместно с основателями Владом Шаровым, Иваном Романовым и Александром Смага.

- И еще один вопрос про Астрахань. На днях областное правительство объявило, что в городе за три года будет введен единый дизайн-код. Как вы относитесь к этому?

- Дизайн-код городского пространства это прекрасно и обязательно для формирования облика улиц и фасадов. Я рад, что это, наконец, будет введено в Астрахани.

То же касается и туристического бренда города, который также успешно у нас внедрен. Я, кстати, вступал в свое время в полемику с создателями этого стиля, меня смущали явные заимствования из адентики города Порту в Португалии. Но время показало, что стиль нашел свое отличное развитие, и меня полностью устраивает его многообразие, выраженное в простых формах. Хочу лишь добавить, что графическая часть – это лишь верхушка айсберга, и основная работа лежит на организации общественных мест в городе, коммуникации с жителями и туристами. С этой частью явно есть проблемы: новые парки не создаются, старые уничтожаются, катастрофически мало общественных мест и зон отдыха. Городу явно требуется больше зелёных насаждений, наличие бесплатной воды на главных улицах, фонтанов, просторного общественного транспорта, а не душных маршруток, поддержание в должном виде исторической застройки и так далее.

MyCollages.jpg

Слева - дизайн-код Порту, справа - бренда Астраханской области. Совпадение?

- Чем вы сейчас занимаетесь в столице?

- Сейчас я сменил профессиональное направление, теперь я занимаюсь графическими интерфейсами и поведением пользователей информационных систем. Последние два года я работаю Head of Design (руководитель отдела дизайна - прим. ред.) в русско-американском стартапе Archead, который разрабатывает технологии в области архитектуры и дизайна. 

- В чем заключается ваша профессия? Какой совет можете дать начинающему дизайнеру?

- Если говорить про профессию графический дизайнер, то сейчас идет активное ее становление. Советская школа была разрушена, и новая не могла долго окрепнуть, так как не было понятно, на что опереться. Благодаря таким популяризаторам, как Артемий Лебедев, о дизайне заговорили, и молодёжь стала интересоваться, создавая спрос на знания. А те, кто обладал знаниями, стали наконец получать жаждущую аудиторию. Так, например, перезапустился шрифтовой кириллический дизайн, были широко изданы книги по типографике таких мастеров, как Эрик Шпикерманн, Ян Чихольд, Юрий Гордон и другие. И, кстати, так я узнал, что очень уважаемый в Москве дизайнер шрифта Тагир Сафаев тоже астраханец.
 
Я не очень люблю соцсети, хотя изредка пользуюсь ими, давно выкинул телевизор, перестал потреблять в больших количествах всяческий контент: музыка, фильмы и прочее. Сейчас нужно слушать и смотреть только то, что действительно даст тебе пищу, но для этого нужно развивать вкус. Это раньше мы были голодные, когда интернета толком не было, переписывали аудио- и видео-кассеты, самиздатные книги. Сегодня нужно самому себя держать голодным, не забивать голову ненужной информацией. Золото нашего времени - это живое общение и саморазвитие, вот к чему нужно стремиться. 

- Какую свою работу вы считаете лучшей?

- Лучшая работа для меня та, которой я занимаюсь в данный момент. Сейчас это нейминг и айдентика для технологического стартапа Archeads и основного его продукта Floorhub.io, работающего в сфере proptech. Компания Archeads зарегистрирована в Нью-Йорке и работает на американском рынке. Фирменный стиль имеет явный технологический характер с уклоном в диджитал. Проект развивается уже два года, в нем я также отвечаю за UI/UX.


MyCollages1.jpg



- Какой бы вы совет дали тем, кто тоже хочет переехать из Астрахани в большой город?

- Однажды один мой знакомый калмык купил несколько тонн картофеля за 100 тысяч рублей и продал всё за 80 тысяч. Его спросили: "Зачем?". Он ответил: "Зато движуха!". Не бойтесь проиграть, бойтесь остановиться.

Эрик Ахмедьяров

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

1
0