Ранний железный век: скифо-сарматские культуры. Часть 1
Читайте также:
- Ветерана боевых действий, который 6 лет борется за секцию бокса, после предания ситуации огласке выставили из спортзала (15.11.2021 11:18)
- "Волгарь" вырвал победу у волгоградских футболистов: кадры с матча (14.11.2021 15:09)
- Федерация бокса Астрахани отстранила тренера от работы из-за взорвавшего интернет видео (13.11.2021 14:30)
Эта, как и предыдущие эпохи, богата находками, которые могут рассказать о предпочтениях жителей тех времён, чем они зарабатывали на жизнь, кто мог позволить носить те или иные украшения, что означала символика на посуде племён и многое другое. И во всём этом мы не разобрались бы без нашего проводника в мир археологии – научного сотрудника Астраханского Краеведческого музея, Георгия Стукалова.
«Ранний Железный Век характеризуется началом активного использования человеком железа и распространением изделий из этого материала. К этому периоду в Восточной Европе относят скифо-сарматские культуры.
Ну а теперь немного о тех, кто творил историю. Сарматы — это собирательный этноним древних плёмен кочевников, скотоводов, которые обитали в южнорусских степях около тысячи лет. Появление этнонима «сарматы» относят приблизительно к III вв. до н.э.. Перед этим здесь кочевали савроматы в VII-IV вв.до н.э., далее начинается период ранних сарматов IV-I вв.до н.э., средних сарматов I-II вв. н.э. и завершили саврамато-сарматскую культуру поздние сарматы II-IV вв. н.э.
Ранние сарматы оформляются как культура в IV вв. до н.э., выделяющаяся захоронениям в курганах с соблюдением определенных обрядов и наличием инвентаря, что позволило выделить этот период в отдельный. Перемещение сарматских племен в Поволжье происходит в середине IV века до н.э. из приуральских областей, по предположениям археологов, в следствии расширения границ влияния, что подтверждается появлением в Поволжье синхронных с приуральскими памятников раннесарматской культуры», - сообщил наш эксперт.
Само происхождение названия этого народа покрыто тайной. Первый, кто о них упомянул, был Геродот, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые. Возможно, всё дело в их ритуальной деформации черепа – младенцам перевязывали голову, чтобы удлинить её форму.
Как бы то ни было, источники по сарматам делятся на 2 основных типа: материальные и письменные. Материальные источники - это то, что нам дает археология. Но так как не было поселений, то материальные источники представлены зачастую погребальным инвентарём, что затрудняет возможность точно реконструировать быт и культуру этого народа. Небольшое количество сведений нам дают письменные источники, преимущественно античных авторов, описывающих жизнь этих кочевых народов. Ну а в комплексе мы можем сложить общую картину и представить жизнь этих кочевников.
«Передвигались кочевники по определённо запланированным маршрутам в степях – преимущественно по местам, где росла трава, что формировало особый вид хозяйства - кочевого скотоводства. Там они кормили свои стада овец и коз и шли дальше. Но только в весенне-осенний период, летом же кочевники перемещались в более влажные районы, а зимой уходили южнее, либо ближе к горам, туда, где климат мягче и не такие сильные морозы, а следовательно небольшой уровень снегов, скрывающий растительность.
По степи кочевники передвигались в повозках и кибитках за своими стадами. До сих пор не было найдено ни одного поселения или города, которое можно было бы отнести к сарматам, это позволяет нам сказать, что сарматы точно были кочевниками-скотоводами. По предположениям ученых и данным этнографии сарматы жили небольшими семьями, включающими в себя два поколения дети-родители», - отметил Георгий.
Ещё одна особенность жизни сарматов – погребальный обряд. Сарматы хоронили умерших в курганах. Причем погребальный обряд имел определенный сакральный смысл. Сам курган скорее всего отражал представление сарматов о модели мира вокруг них. Наличие погребального инвентаря говорит о вере в загробную жизнь, предметы, лежавшие вместе с останками человека, имели отношение к его деятельности, статусу и жизни в нашем мире. Примерами служат погребения воинов с предметами, относящимися к воинскому сословию, такими как наконечники стрел, мечи и ножи или захоронение служителей культа, в которых находят предметы ритуального характера. Для обычных кочевников в захоронение складывали керамические сосуды (горшки и кувшины) с остатками пищи.
Мы рассказали вам вводную часть о раннем железном век. Мистические, исторические и археологические факты, читайте в следующих материалах.
Нина Попова
Новости на Блoкнoт-Астрахань