Астрахань Суббота, 27 апреля

Астраханская археология: творчество с примесью детективных расследований

Всем астраханцам и многим туристам знаком Сарай-бату – средневековый город, столица Золотой орды. Но не многие знают, что помимо него в Астраханской области существовали другие города, по останкам которых, возможно, вы сейчас ходите. А может даже найденный вами в детстве какой-нибудь камень был частью истории. Но был варварски отправлен в груду других ненужных предметов.

И тут мы решили исправить эту несправедливость и запустить краеведческую рубрику, чтобы в следующий раз, попади вам в руки осколок кувшина Железного века, вам не пришло в голову сдать его на металлолом. И перед тем, как погрузить вас в мир Мезолита, Неолита, познакомить с находками эпохи Бронзы, показать, где жили первые кочевники, рассказать, что общего между сарматами и ящерицами, мы начнём с главного – науки, благодаря которой нам стало известно, чем жили древние люди.

Археология — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по материальным источникам. Люди, не очень погруженные в процесс, иногда путают её с палеонтологией – наукой, изучающей ископаемые останки. Чтобы не быть в их числе, мы пригласили Георгия Стукалова, научного сотрудники Краеведческого музея, который открыл нам дивный мир древностей Астраханской области.

- «Начнём с того, что археология имеет различные цели, которые варьируются от понимания истории культуры до восстановления прошлого пути к документированию и объяснению изменений в человеческом обществе во времени. Основной принцип археологии — любая деятельность человека оставляет следы. И даже сейчас каждый из нас оставляет свой след в археологическом пласте нашего времени», - отметил Георгий.

По словам нашего эксперта, в отличие от десятка других наук, благодаря которым мы знаем, что дважды два четыре, а земля крутится вокруг солнца, археология появилась сравнительно недавно - в начале 18 века. Во время создания Российской Академии Наук в Россию был приглашен немецкий ученый Даниил Готлиб Мессершмидт, который произвел первые научные археологические раскопки на острове Тагарский в Красноярском крае в 1722 году. Это принято считать годом начала археологии как науки.

Археология

«Археологическая наука делится на кабинетную и полевую. Если с полевой частью работы знакомы все по фильмам, книгам, а в настоящее время любой желающий может даже сам поучаствовать в раскопках, то работа в кабинете для многих остается загадкой. На самом деле полевая работа археолога это 20-30% от общей работы. Настоящая деятельность начинается в лабораториях и хранилищах, когда ученым между полевыми сезонами необходимо разобрать, интерпретировать и описать полученный материал, затем написать отчет для Института Археологии РАН, а также подготовить ряд научных статей.

Лучше всего профессию археолога описывает цитата немецкого историка Церна: «Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций — эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой ещё тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена», - процитировал Егор немецкого журналиста и востоковеда, влюбленного в археологию.

Астраханская область очень богата на археологические памятники, начиная с эпохи Мезолита и заканчивая 17-18 веками уже нашего времени. Века и тысячелетия, сменяя друг друга, оставили нам богатое археологическое наследие в виде стоянки эпохи камня (Мезолит, Неолит, Энеолит), курганов и стоянки эпохи бронзы, курганов Раннего Железного века, находок первых городов раннего средневековья, 3 столицы Золотой орды и богатые слои 16-18 века. И по словам археолога, это только малая часть того, что скрыто под землей нашей области.

Археология

«Первые научные исследования в Астраханской области начинаются еще в конце 19 века, 100 лет назад родилась академическая археология. Исследования проводились на больших поселениях золотоордынского периода Лапас и Сарай-Бату ( Селитренное городище).

Основные работы начинаются с середины 20 века, когда в области стартовало активное строительство дорог и разработка полей, именно в этот период было выявлено и исследовано большое количество курганов и появились первые раскопки на золотоордынских памятниках.

К нашей огромной радости технологии шагнули далеко вперёд. И сейчас есть множество различных методов установления возраста находок. Если место находки многослойно (например, поселение), то, конечно же, глубина залегания в почву помогает в полевых условиях сказать к какому примерно периоду относится находка, такой метод называется стратиграфическим. Ведь т.н. культурный слой, а также земля образовываются в большинстве своем во время активной жизни», - отметил Егор.

К сожалению, по словам нашего эксперта, не все памятники успевают раскопать. Процесс этот долгий и очень затратный, как физически, так и финансово. Из-за естественных, техногенных, а так же антропогенных факторов ежегодно исчезают сотни и тысячи памятников. Часто люди сами губят историю, начиная строительство домов в обход закона, который обязывает проводить историко-культурную экспертизу в независимости от того, располагается ли на участке объект культурного наследия или нет. Так, в феврале этого года в Красном яру при строительстве Братского садика был разрушен культурный слой, относящийся к XlII-XIV векам. Спустя несколько дней похожий случай произошёл в другом районе области -  при проведении земляных работ был разрушен слой городища Хаджи-Тархан.

Археология

«Несмотря на то, что, вероятно, многим работа лопатой на раскопках покажется слишком грубым методом, большую часть времени археологи работают именно ею. Тем не менее, делают это крайне аккуратно. Во-первых, потому что не знают, что их может там ожидать. А практически любая находка - вещь хрупкая. Во-вторых, потому что после каждого "уровня" (опять же, его глубина зависти от методики раскопок) делается "зачистка" (выравнивание поверхности раскопа для того, что бы сделать стратиграфию и планиграфию, таким образом можно обнаружить следы вертикальных конструкций). В третьих, несмотря на то, что снимается слой шириной 5-10 см, можно пропустить мелкие находки, например, фрагменты керамики, монеты, кости не крупных животных или металлические изделия. И устать во время раскопок проще простого, попробуйте 8-12 часов в день под палящим солнцем аккуратно вскапывать землю.

Но мы действительно иногда используем в работе кисти и мастерки. Правда, это тоже работа не из лёгких. Применяется такой метод обычно при работе с хрупкими и ценными находками. При этом их нельзя ни в коем случае трогать и передвигать, потому что археология наука точная. После их фиксируют с помощью различных методов и отправляют на камеральную обработку.

Археолог — это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам их жизнедеятельности. В основные задачи работы археолога входит проведение раскопок для поиска источников исследования. Археологию часто сравнивают с работой детектива. Это творческая профессия, так как приходится использовать воображение и абстрактное мышление, чтобы воссоздать первозданную картину мира прошлого. Ученые-археологи работают как бы с отдельными элементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешить загадку. Иногда на полное раскрытие тайны какой-либо древней культуры или археологического памятника уходят годы», - резюмировал Георгий.

Нина Попова