Астрахань Пятница, 22 ноября

Замурчательная мода: звериный стиль в скифо-сарматской культуре

Помните, несколько недель назад мы сделали резкий скачок во времени и переместились из эпохи раннего железного века в 2019 год в село Никольское, где когда-то стоял курган "Богомольные пески". Так вот, дамы и господа, присаживайтесь обратно, пристёгивайте ремни, ибо мы опять отправляемся в прошлое, изучать звериный стиль сарматов.

А проводником во времени стал наш постоянный эксперт, научный сотрудник Астраханского краеведческого музея, Георгий Стукалов. С которым, к слову, мы недавно делали интервью и рассказывали о всех прелестях жизни археологов.

«Звериный стиль – неотъемлемая часть культуры кочевников Евразийских степей Раннего Железного Века. Признаки звериной культуры имеют крайне широкое распространение – от Монголии до Северного Причерноморья и Карпат. Встречающиеся в культурном стиле аналогии в изображениях позволяют нам объединить данное направление древнего искусства в единый скифо-сарматский звериный стиль.

Раннекочевническое искусство “звериного стиля” на территории Евразии охватывает несколько физико-географических зон: Восточно-Европейскую (Русскую) равнину, лесотаежную зону Волго-Камья и Приуралья, Уральскую, Алтае-Саянскую, Крымско-Кавказскую горные районы, Среднюю Азию, Тургай, Казахстан, Монголию и значительную часть Китая.  

Все же древние кочевники выработали уникальное стилевое единство своего декоративно-прикладного искусства. Единство это проявляется, во-первых, в малом количестве зооморфных образов: олень с огромными рогами, свернувшийся в кольцо кошачий хищник и хищная птица с гиперболически трактованным клювом, крыльями и лапами. Во-вторых, по словам российского историка, Владимира Кореняко, стилевое единство искусства древних кочевников проявляется в легко узнаваемой системе выразительных приемов, с помощью которых изображались животные. Среди этих приемов – стремление придать животному определенную позу, явно несоразмерное или гиперболическое изображение некоторых частей звериного или птичьего тела, изображение части тела вместо целого объекта, помещение на основной фигуре дополнительных зооморфных изображений, различные способы деформации. Эта система приемов позволила творцам скифо-сарматского звериного стиля совершить гениальный прорыв от натурализма предшествующих эпох к новому искусству, которое поражает нас своей экспрессией», – отметил наш собеседник.

У скифо-сарматского звериного стиля существует ряд характеризующих его особенностей. Одно из таких – господство анимализма. Изображение разнообразных животных преобладает во всем декоративно-прикладном искусстве. Геометрия встречается, но всё же носит исключительно вспомогательный характер. Подобная стилистика встречается на всех изделиях без исключения и без привязки к материалу изделия. Хочется отметить, что особенностью звериного стиля считается образ животного не встречавшийся ранее в культуре сарматов.

WhatsApp Image 2021-12-13 at 17.00.42 (1).jpg

«Изделия, украшаемые звериным стилем, имеют четкое утилитарное назначение – железные ножи, мечи, металлические и деревянные сосуды, принадлежности конской упряжи, одежда.

В большинстве своем изображения, выполненные в скифо-сарматском зверином стиле, отличаются декоративностью, условностью и схематизмом. По определению ученых, занимающихся изучением сарматского звериного стиля, типичными являются особые приемы схематизации: плоскостное членение туловища животного, передача когтей, ушей, глаз, деталей морды животных геометрическими элементами, придание фигурам животных чисто условных поворотов и поз, воспринимающихся как неестественные и деформирующие. Одна из наиболее ярких особенностей – стилистический прием, получивший в археологической литературе название “зоологической головоломки” и “загадочной картинки” или “зооморфного ребуса”. Этот прием состоял в том, что в основной мотив включались изображения других животных или их отдельных частей», – уточнил Георгий.

Топовыми животными, которых чаще всего изображали сарматы, были олень, грифон, горный козел-архар, хищники и птицы, хищники кошачьего вида. Характерными для скифо-сарматского звериного стиля являются такие сюжеты, как олень с огромными рогами, свернувшийся в кольцо кошачий хищник, сцена борьбы животных, хищная птица с преувеличенно большим клювом.

Например, ручки и оковки деревянных сосудов были сделаны в виде диких вепрей, с детальной прорисовкой мышц, щетины и клыков. Ручки от пиал выполнялись в виде грифов с гипертрофированными клювами и когтями. На стенках деревянных сосудов можно было увидеть стилизованные клювы хищных птиц.

Среди животных, существующих на земле, в зверином стиле можно было встретить и мифологических. Например, грифон украшал конную сбрую.  В основном, это животное изображали в классическом исполнении – голова кошачьего хищника и хищной птицы, в большинстве случаев – это лев с орлиной головой и орлиными крыльями, хотя на украшении сбруи эти хищники встречаются и раздельно. Часто их можно было встретить и на оружии, оно и понятно – сила, мощь, дух. А вот присутствие этих образов на посуде должно было усилить благотворное действие содержащегося в ней напитка.

WhatsApp Image 2021-12-13 at 17.00.42.jpg

«Олицетворением мира кочевников-номадов стали конные воины-лучники. Именно всадник и конь являются как одно целое.  Изображения людей не было редкостью у сарматов, особое место занимал образ всадника.

Савромато-сарматскому звериному стилю присуще несколько особенностей: преобладание анимализма, утилитарное  значение предметов зооморфных образов,  изображения отличаются условностью и схематизмом. Но выраженная особенность заключается в том, что сарматы изображали животных, не обитающих на их территории.

Скорее всего трактовку данного стиля можно привязать к сарматскому образу жизни. Сарматы были военным народом, постоянно завоёвывали новые территории, вступали в военные конфликты с разными странами, такой образ жизни диктовал определенные стилистические условия в изображениях и украшениях, именно поэтому на первые роли у сарматов выходят хищники в разных вариациях. Данный стиль это своеобразное аллегорическое воплощение в украшениях самих сарматов, каждый предмет показывает силу и мощь сарматских племён», – резюмировал наш эксперт.

Нина Попова

Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

археология в Астраханиастраханский краеведческий музейраскопки в Астрахани
0
0