Астрахань Среда, 10 августа
Экономика, 01.08.2022 16:34

Докатились: астраханский рынок подержанных авто на грани

Продажа подержанных автомобилей – огромный сегмент рынка. Но в последнее время он переживает нелегкие времена: продажи падают. Об этом говорят астраханские представители бизнеса. Будет ли в будущем спрос на железных коней – не известно, да и как удержаться на плаву никто не знает.

О ЧЕМ ОНИ ДУМАЛИ

В июне россияне купили 353 тысячи подержанных легковых автомобилей. Это на 32% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года. О падении спроса сообщали эксперты аналитического агентства «Автостат». Провальным оказался не только первый месяц лета. Шлейф неудач для продавцов машин тянется еще с конца зимы – начала весны. Хотя тогда продавцы были уверены, что наступает их звездный час и спрос на б/у машины будет расти. Свои предположения они объясняли следующими факторами: иностранные дилеры заявили о прекращении поставок в Россию, следовательно машины б/у будут в ходу; резкий рост доллара, который неизбежно приведет к подорожанию транспорта, подтолкнет автолюбителей покупать сейчас, пока цена не достигла пика; общемировая обстановка, из-за которой люди захотят вложить сбережения. В качестве примера даже приводили 2014 год, когда большие сбережения вкладывали в покупку недвижимости, а бюджет поменьше вкладывали в покупку авто. (Именно последний фактор окажется огромной ошибкой, но об этом ниже). Поэтому продавцы стали скупать моментально подорожавший товар впрок, иногда вкладывая все до последней копейки.

ВСЕ БЫЛО ЗРЯ

Распродать большую часть машин они надеялись уже в апреле – традиционно лучшем месяце для автодилеров. Однако в апреле большой игры, к которой так готовились продавцы, не случилось. Вопреки логике, весной рынок впал в анабиоз (в апреле продажи авто рухнули на 78%, а в мае вообще на 83%). Это стало первым ударом по данному бизнесу. Например, на одной из астраханских площадок по продаже автомобилей с пробегом с марта и до конца мая продавали по одной дешевой машине в неделю. При этом, всего за несколько месяцев до этого там же покупали до пяти машин в день различного класса. Если у людей не хватало денег, они оформляли автокредит. Об этом рассказал менеджер по продажам Николай, добавив, что за семь лет работы  в данной отрасли ничего похожего не было. 

«Ситуация немного улучшилась в начале лета, после того, как банки снизили кредитную ставку. Люди стали покупать с помощью кредита. Сейчас в неделю продается 2-3 машины по цене до 400 тысяч рублей, дороже не покупают», - говорит Николай. По его словам, именно недорогие автомобили за уши вытягивают бизнес из ситуации полного краха. Что касается дорогих авто, то они уже покрылись пылью, причем не дорожной. По словам нашего собеседника, раньше машина за 1,5 миллиона уходила в течении месяца, сейчас для этого нужно около полугода. И то хорошо, если удастся продать не в убыток себе.


ВЛОЖЕННОГО НЕ ВЕРНУТЬ

Астраханец Замир – перекупщик с семилетним стажем. Он, как и многие его коллеги, попал в ловушку собственных прогнозов. 

«В начале весны мы скупили несколько, в том числе дорогих, машин. К этому моменту стоимость автомобилей в хорошем состоянии была просто космическая, а то, что было по приемлемой цене – почти хлам, - рассказал астраханец. – С трудом приличные варианты удалось найти в Москве и Волгограде  - одним словом там, где выбор больше. Прибавьте к покупной стоимости вложения на восстановление машины и приведение ее в товарный вид. Сразу нас это не пугало, было уверенность,  что все отобьётся в середине весны». 

Но в скором времени эта самая уверенность пропала. Перекупщики поняли, что о прибыли уже не может быть и речи, встал вопрос, чтобы вернуть хотя бы свои деньги. 

«Дорогие машины пришлось продать с убытком для себя, - говорит Замир. – Но держать их дальше было еще более рискованно. Дело в том, что когда бизнес неожиданно встал, цена на товар стала падать. Что делать дальше никто не знал, никто из нас не был готов к такому повороту событий. Сейчас становится понятно, что идут только дешевые машины, но все равно часть денег уже безнадежно потеряна». Да-да, как это часто бывает, по законам рынка то, что не продается, падает в цене.

По его словам, похожая ситуация на сайтах объявлений по продаже авто. Казалось бы, предложений много, но вычленить из целого потока стоящее — сложно. «Из десяти случаев, в среднем, только в трех заявленная информация соответствуют действительности, - продолжает наш собеседник. - Очень часто продавец не говорит о том, что машина побывала в ДТП, перекрашена и имеет серьезные технические проблемы. Выясняется это только на месте, при осмотре и то - опытным взглядом. Кроме того, там немало мошенников, которые в объявлении указывают характеристики одной машины, а по факту продают другую». Причин, по которым покупатели шли на площадки по продаже поддержанных авто, несколько. Они сотрудничают с рядом банков, соответственно, можно оформить автокредит и, отталкиваясь от суммы, осмотреть сразу несколько машин. Клиент всегда может попросить проверить машину специальным прибором и узнать, перекрашена ли она. Сделки, совершенные на них, юридически прозрачны.

КТО ВИНОВАТ

Почему все это произошло, никто не знает. Нынешняя ситуация показала, что никаких прогнозов делать не стоит – себе дороже. И все же одной из причин краха называют резкое увеличение стоимости автомобилей. Однако подорожание началось не вчера, эта тенденция наметилась еще в прошлом году. Судите сами: в декабре 2020 года Kia Rio в полной комплектации оценивали приблизительно в 1,37 млн., буквально за три-четыре месяца ее ценник вырос на 200 тысяч, а к сентябрю прошлого года достиг 1,8 млн. О нынешних цифрах и говорить нечего, сейчас ее предлагают за 2-2,1 млн. рублей. Тогда на подорожании сказались последствия локдауна, дефицит комплектующих и то, что спрос превышал предложение. Или Hyundai CRETA 2019 года производства: прошлой осенью стоила около 1,3 млн, сейчас — 1,8 млн.

Еще одна причина, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, кроется в сложной ситуации в экономике. «Это привело к тому, что у потребителей уменьшились доходы, и они отказались приобретать товары длительного пользования, включая автомобили, - пояснил «Блокноту» специалист московской аналитической компании. - Также часть потребителей могла рассчитывать на то, что введенные ограничения скоро будут отменены, и можно будет опять приобретать новые автомобили этих марок, а вариант покупки подержанных автомобилей они не рассматривают. Не исключено, что могло повлиять развитие автомобильного рынка в предыдущие годы: в стране было продано много автомобилей разных марок, и потребителям пока нет необходимости приобретать подержанные автомобили». Что касается роста стоимости, то тут все закономерно: колебания курсов валют, ну и не налаженный параллельный импорт.

Что будет дальше с рынком подержанных машин, никто точно сказать не может,  но, скорее всего, цены будут расти, считает Дмитрий Баранов. «Так как никуда не исчезает инфляция, растет стоимость товаров и услуг, и чтобы их купить, владельцам подержанных автомобилей нужно больше денег, - говорит эксперт. - Вместе с тем не исключено, что отдельные владельцы могут по каким-либо причинам продавать свои автомобили дешевле, так что в целом ценовая ситуация в сегменте подержанных автомобилей будет разнонаправленной».


Понятно, что на цену влияют выше перечисленные факторы, но многое будет зависеть и от настроя самих людей, что они выберут: вкладывать средства или хранить их  в банке, под подушкой,  в чулке. Неважно где - главное не тратить. Пока люди сами до конца не определились, что делать. Но если той же весной они старались не продавать своих железных коней, то сейчас ситуация меняется. Как нам рассказал менеджер Николай: «Люди пригоняют машины на площадки и признаются, что хотят их продать и расплатиться с долгами, так как финансовое положение сильно ухудшилось. Несмотря на приток нового товара на рынок, ввоз машин из Армении и Кореи, и снижение стоимости растаможки  (государство пошло на эту меру), думаю, к концу года машины опять подорожают, - продолжает наш собеседник - Ведь у нас их сейчас не производят».

НИКАКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ

И если прогнозы сейчас делать рано, один вывод из сложившейся ситуации люди из автобизнеса сделали: никогда не сравнивать кризисы и не строить бизнес на основе прошлого опыта. «В 2014 году, на который ориентировались предприниматели, было все по-другому. У людей были деньги, было что вкладывать, - резюмирует Николай. – Сейчас люди в растерянности, и если есть какие-то накопления, их стараются придержать».

Ольга Кобыляцкая




Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

экономикапродажа авто в Астраханисанкции
0
0
z1