Как цари разрушали и разрешали строить астраханские мечети
Читайте также:
- Игорь Бабушкин и поручения президента: что, где, когда (24.04.2021 10:42)
- Астраханка выиграла миллион на шоу "ТикТок Талант" (24.04.2021 10:01)
- "Вобла Фест" в "Хищнике": скидки до 50 процентов (23.04.2021 11:00)
Ровно 265 лет назад, в 1756 году, было разрешено строительство новых мечетей в Астраханской губернии.
Разрешение на строительство новых мечетей получили татары, живущие особыми деревнями в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской, Сибирской губерниях.
В XVI веке к России присоединялось все больше и больше этнических территорий. В основном на этих землях традиционно преобладал ислам. Но государственная политика была направлена на сокращение количества мечетей. Под разными предлогами они разрушались.
Но царь царю рознь. От Ивана IV до Петра Великого эта политика доминировала. С приходом ко власти Анны Иоанновны ситуация изменилась. Внимание было направлено на военно-административное обустройство исламских территорий. Россия увеличивала свое влияние.
Уничтожение мечетей было прекращено. Наступили более спокойные времена, а мусульманские общины, заметив это, начали строить новые мечети без разрешения власти.
Кардинальные перемены начались с приходом ко власти Елизаветы Петровны. Именно она считала важным только православие и ничего кроме.
Снова началось ущемление исламских территорий. В 1752 году вышел указ о сносе самовольно построенных мечетей, но скоро власти осознали, насколько это неэффективно.
Мечеть значила для мусульман гораздо больше, чем просто религиозное сооружение. Это был социально-правовой центр и без него община утрачивала свой фундамент. Именно духовенство вело регулирование брачно-семейных, имущественных и наследственных отношений. Поэтому мусульмане находили пути обхода и, так или иначе, строили мечети в своей общине.
Этот факт невозможно было оставить без внимания и уже через 4 года, в 1756 году, вышел специальный сенатский указ: «О допущении татар магометанского закона, жительствующих особыми деревнями в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской и Сибирской губерниях, к постройке мечетей».
В Российской империи начался переломный момент. Далее невозможно было игнорировать существования ислама как традиционной российской конфессии. Все это вело к созданию особых правил регулирования строительства мечетей.
Но это уже совсем другая история. Но очевидно одно: Астрахань была и будет многонациональным городом. Сейчас на территории области проживают как русские, так и татары, казахи и другие народности.
Более того, наш город многоконфессиональный и именно он, когда еще назывался Аши-Тараханом, был прославлен восприятием Ислама. Количество религиозных организаций в Астрахани сегодня насчитывает более 208. В это число входят как мусульманские организации, православные церкви, армянская Апостольская церковь, так и организации, которые проповедуют католицизм, буддизм, иудаизм, лютеранство, старообрядчество и протестантство.
И поэтому самое важное сейчас, как и тогда - толерантность к другим религиям и национальностям.
Дарья СызрановаНовости на Блoкнoт-Астрахань