Краеведческий музей,
31.08.2021 11:30
Территория Астраханской области славилась рыбалкой еще в каменном веке
Читайте также:
- Танцы до утра: в Астрахани ослабили коронавирусные ограничения (31.08.2021 07:02)
- Ветсовет: аллергия у собак (30.08.2021 19:21)
- Конец света: астраханцы год не могут добиться подключения дома к электричеству (30.08.2021 11:48)
Как вы наверняка знаете, а мы неустанно повторяем почти в каждом материале ― история Астраханской области, как и всей России, невероятно интересна и множество в ней белых пятен и неоднозначных событий. Но все же, она многогранна и увлекательна.
Историки не сидят на месте, становится все больше интересных фактов. К примеру, археологи, основываясь на раскопках и известных исторических данных, сводят их воедино и воссоздают нечто удивительное и ранее скрытое от нас.
Астраханская область с древнейших времен и по сей день является тем местом, которое собирает в себе все больше народов, все больше культур. Так, по официальным данным, сегодня в регионе живут около 140 национальностей, имеющих порядка 30 вероисповеданий.
Помните о том, что туристы выбирают Астрахань из-за хорошего отдыха, из-за рыбалки и охоты? Так вот, начиная с каменного века, территорию, на которой сейчас находится наша малая родина, начали заселять. Здесь были стоянки людей, которые как раз занимались охотой и рыбалкой. Но человечество развивалось, и в IV тыс. до нашей эры в степях появилось скотоводство, которое тоже на данный момент развито и очень популярно.
Позднее начали выделять определенные народы, основываясь на способах захоронения умерших. Кроме того, они сменяли друг друга последовательно. То были племена ямной, катакомбной и срубной археологических культур. Исследователи относят их к "арийской" языковой общности. Они занимались кочевым скотоводством, которое в дальнейшем стало основой экономики.
Согласно пособию А.В. Сызранова "Этносы и этнические группы Астраханской области", именно эти племена, скорее всего, стали первыми этнокультурными на территории Нижней Волги и соседних степей.
Затем территорию области заняли ираноязычные кочевники, которых называли "савроматы", "сарматы" или "аланы" ― потомки срубников. Но в 375 году их разгромили, когда на Волгу пришли орды гуннов. Исследователи до сих пор спорят о том, каким языком они владели. Многие остановились на том, что они были тюркоязычным племенем. Это ознаменовало лишь одно ― начало эпохи тюрко-монгольских кочевников, а еще то, что происходило в этот период ― пока остается загадкой.
Небольшое отступление: между прочим, в астраханском Краеведческом музее вы можете увидеть одежду и украшения древнейших народов, а также некоторые предметы быта: кувшины и блюда.
В VII веке началась эпоха Хазарского каганата. Территорию населяли тюркоязычные хазары, булгары и ираноязычные кочевники, в центре ― город Итиль, где жили также арабы, евреи, славяне. Строились мечети, храмы и синагоги. История мечетей имеет много интересных фактов, их строили, сносили и вновь возрождали. Кажется, мы об этом уже рассказывали.
С XIV в. за тюрко-мусульманским населением уже Золотой Орды закрепилось название «татары». Но помимо них проживали также русские, арабы, армяне и многие другие народы.
После распада Золотой Орды и образования Астраханского ханства по-прежнему господствовали тюркоязычные "татары". Но когда основали на левобережье Волги новую Астрахань, основное население там составляли русские стрельцы и донские казаки. Однако со временем оно стало расширяться. Так, там жили как русские, так и юртовские ногайские татары, армяне, персы, индийцы, "бухарцы" и "хивинцы", немцы и так далее. А степи продолжали заселять кочевники.
Согласно источнику, “в XVIII в. происходит новая волна русской миграции, появляются поселения астраханских казаков, украинцев, средневолжских, или волго-уральских татар-переселенцев. В конце столетия на территории Астраханской губернии начинают кочевать ногайцы-карагаши и туркмены”.
Многонациональное население начало формироваться задолго до этого, чему и свидетельствуют исторические данные. И каждый виток развития говорит только о том, что население менялось, но оставалось разнообразным. Тогда, помимо русских и татар, значительную часть населения составляли также армяне.
В XIX – начале XX века появляются казахи и возникает еврейская община. “Именно в этот период окончательно сформировался преобладающий и по сей день национальный состав края, представленный, прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков”, ― гласит источник.
В конце 90-х ― начале 2000-х годов в Астраханской области отмечается большой прирост мигрантов: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И численность “коренных” народов начала падать.
Стали появляться национально-культурные общества, такие как: татарское "Дуслык", казахское "Жолдастык", ногайское "Бирлик", туркменское "Ватан", армянское "Арев" и другие. Также традицией стали национальные праздники: татарский Сабантуй, калмыцкий Цаган Сар, тюрко-иранский Наурыз, или Навруз, Дни Славянской письменности и культуры. Более того, в ряде школ начали преподавать национальные языки.
Согласно данным, опубликованным на сайте администрации губернатора в 2012 году, население Астраханской области тогда составляло чуть больше миллиона человек. В регионе были представлены более 100 национальностей. Преобладали русские, казахи и татары, но миграция продолжалась и продолжается до сих пор. На тот момент в области росло количество народов Кавказа.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, все ответы были систематизированы, и тогда выделили 137 национальностей, проживающих в регионе. К примеру, на этой диаграмме видно, что преобладают русские, но также много других народов, таких как казахи, татары, калмыки, армяне, ногайцы и так далее.
Население Астраханской области было разнообразным и остается таким. Регион всячески поддерживает все народы, у нас проводятся праздники, открыты культурные общества, в астраханские вузы приезжают учиться из разных уголков мира.
Кто-то, конечно, уезжает из города или области насовсем и находит себя в других городах и странах. А некоторые, хоть и уезжают, возвращаются даже спустя 20 лет.
Дарья Сызранова
Новости на Блoкнoт-Астрахань
Историки не сидят на месте, становится все больше интересных фактов. К примеру, археологи, основываясь на раскопках и известных исторических данных, сводят их воедино и воссоздают нечто удивительное и ранее скрытое от нас.
Астраханская область с древнейших времен и по сей день является тем местом, которое собирает в себе все больше народов, все больше культур. Так, по официальным данным, сегодня в регионе живут около 140 национальностей, имеющих порядка 30 вероисповеданий.
Помните о том, что туристы выбирают Астрахань из-за хорошего отдыха, из-за рыбалки и охоты? Так вот, начиная с каменного века, территорию, на которой сейчас находится наша малая родина, начали заселять. Здесь были стоянки людей, которые как раз занимались охотой и рыбалкой. Но человечество развивалось, и в IV тыс. до нашей эры в степях появилось скотоводство, которое тоже на данный момент развито и очень популярно.
Позднее начали выделять определенные народы, основываясь на способах захоронения умерших. Кроме того, они сменяли друг друга последовательно. То были племена ямной, катакомбной и срубной археологических культур. Исследователи относят их к "арийской" языковой общности. Они занимались кочевым скотоводством, которое в дальнейшем стало основой экономики.
Согласно пособию А.В. Сызранова "Этносы и этнические группы Астраханской области", именно эти племена, скорее всего, стали первыми этнокультурными на территории Нижней Волги и соседних степей.
Затем территорию области заняли ираноязычные кочевники, которых называли "савроматы", "сарматы" или "аланы" ― потомки срубников. Но в 375 году их разгромили, когда на Волгу пришли орды гуннов. Исследователи до сих пор спорят о том, каким языком они владели. Многие остановились на том, что они были тюркоязычным племенем. Это ознаменовало лишь одно ― начало эпохи тюрко-монгольских кочевников, а еще то, что происходило в этот период ― пока остается загадкой.
Небольшое отступление: между прочим, в астраханском Краеведческом музее вы можете увидеть одежду и украшения древнейших народов, а также некоторые предметы быта: кувшины и блюда.
В VII веке началась эпоха Хазарского каганата. Территорию населяли тюркоязычные хазары, булгары и ираноязычные кочевники, в центре ― город Итиль, где жили также арабы, евреи, славяне. Строились мечети, храмы и синагоги. История мечетей имеет много интересных фактов, их строили, сносили и вновь возрождали. Кажется, мы об этом уже рассказывали.
С XIV в. за тюрко-мусульманским населением уже Золотой Орды закрепилось название «татары». Но помимо них проживали также русские, арабы, армяне и многие другие народы.
После распада Золотой Орды и образования Астраханского ханства по-прежнему господствовали тюркоязычные "татары". Но когда основали на левобережье Волги новую Астрахань, основное население там составляли русские стрельцы и донские казаки. Однако со временем оно стало расширяться. Так, там жили как русские, так и юртовские ногайские татары, армяне, персы, индийцы, "бухарцы" и "хивинцы", немцы и так далее. А степи продолжали заселять кочевники.
Согласно источнику, “в XVIII в. происходит новая волна русской миграции, появляются поселения астраханских казаков, украинцев, средневолжских, или волго-уральских татар-переселенцев. В конце столетия на территории Астраханской губернии начинают кочевать ногайцы-карагаши и туркмены”.
Многонациональное население начало формироваться задолго до этого, чему и свидетельствуют исторические данные. И каждый виток развития говорит только о том, что население менялось, но оставалось разнообразным. Тогда, помимо русских и татар, значительную часть населения составляли также армяне.
В XIX – начале XX века появляются казахи и возникает еврейская община. “Именно в этот период окончательно сформировался преобладающий и по сей день национальный состав края, представленный, прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков”, ― гласит источник.
В конце 90-х ― начале 2000-х годов в Астраханской области отмечается большой прирост мигрантов: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И численность “коренных” народов начала падать.
Стали появляться национально-культурные общества, такие как: татарское "Дуслык", казахское "Жолдастык", ногайское "Бирлик", туркменское "Ватан", армянское "Арев" и другие. Также традицией стали национальные праздники: татарский Сабантуй, калмыцкий Цаган Сар, тюрко-иранский Наурыз, или Навруз, Дни Славянской письменности и культуры. Более того, в ряде школ начали преподавать национальные языки.
Согласно данным, опубликованным на сайте администрации губернатора в 2012 году, население Астраханской области тогда составляло чуть больше миллиона человек. В регионе были представлены более 100 национальностей. Преобладали русские, казахи и татары, но миграция продолжалась и продолжается до сих пор. На тот момент в области росло количество народов Кавказа.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, все ответы были систематизированы, и тогда выделили 137 национальностей, проживающих в регионе. К примеру, на этой диаграмме видно, что преобладают русские, но также много других народов, таких как казахи, татары, калмыки, армяне, ногайцы и так далее.
Население Астраханской области было разнообразным и остается таким. Регион всячески поддерживает все народы, у нас проводятся праздники, открыты культурные общества, в астраханские вузы приезжают учиться из разных уголков мира.
Кто-то, конечно, уезжает из города или области насовсем и находит себя в других городах и странах. А некоторые, хоть и уезжают, возвращаются даже спустя 20 лет.
Дарья Сызранова