Астрахань Вторник, 19 марта
Общество, 02.05.2023 19:10

В астраханском поселке ходят по несуществующему мосту, объявили войну наркоманам, но вынуждены уступить землю администрации

Поселок Морской, что находится в пригороде Астрахани, больше похож на деревню средней полосы России: утопающий в зелени, свежий воздух, поют птицы, грибы растут прямо возле домов. Местные жители – люди бойкие, они объявили настоящую войну закладчикам наркотиков, сами заложили небольшую рощу и даже смогли привлечь спонсоров. Но если с наркоманами бороться удается, то с бюрократией – нет. Подробности в репортаже «Блокнот Астрахань».

Сами организовались – сами добились

Морской найти не сложно. Он занимает юго-восточную оконечность Астрахани по правому берегу Волги, напротив острова Ильинского. Для нас ориентиром стал ерик Дарма: по-русски широкий и по-астрахански заросший. Первое, что бросается в глаза в поселке – это буйство красок сирени. Она как будто пытается компенсировать отсутствие парка в поселке. В апреле тут произошло знаковое по местным меркам событие: на пустыре высадили саженцы деревьев. 


Забора пока вокруг рощи нет, поэтому стадо коров на самовыпасе, которое ночью приходит из другого поселка, отгоняют сами местные жители. По этому поводу иногда даже устраивают дежурство. При первой же возможности планируют поставить ограждение, а рядом сделать парковку.

- Откуда на все это деньги и как вам удалось организовать людей, - спрашиваем у председателя поселка Дмитрия Климчука и его соратников.

- Мы с Дмитрием еще год назад начали устраивать собрания, помогать жителям и пришла идея организовать в районе территориальное общественное самоуправление (ТОС). Оно хорошо тем, что объединяет жителей в районе, ведь до этого они были разрозненные. Мы помогаем людям с озеленением, подвозом воды, очисткой берега реки. Участвуем в различных проектах, а для этого нужно было сделать юридическую форму образования ТОС. Теперь он считается некоммерческой организацией, благодаря чему мы можем получать помощь от меценатов, предпринимателей. Поэтому, бизнесмены, кому небезразличны жители районов, могут нам помочь, мы благодарны любой помощи - рассказывает руководитель проектов ТОС Астрахани Елена Золина.

Один из самых крупных проектов, в котором сейчас участвует ТОС - организация полива парка. К нему из ерика Яблонька проложат трубу для подачи воды, проект финансирует «Лукойл». 


ТОСом Морской, в который сейчас входит девять улиц поселка, дело не ограничится. Елена Золина планирует провести собрание в микрорайоне 3-Интернационал и организовать еще одно самоуправление.

Неместные и подозрительные наркоманы

В Морском много живописных мест. Под ногами множество цветов, трава, как мягкий ковер, в котором утопают ноги. Поселок огибает ерик Дарма. Сейчас пришла вода и, без того широкий ерик, стал еще шире. На одном его берегу уже высадился десант рыбаков и запустил в воду свои удочки. А другой берег и часть поселка, облюбовали закладчики и наркоманы. Это уже второй их «набег» на Морской. Первый был два года назад. Тогда местные жители под предводительством Дмитрия Климчука и с помощью полиции смогли выдавить закладчиков со своей территории. Сейчас «торчки» пришли снова. 


Что два года назад, что сейчас их вычислили быстро. По словам Дмитрия, поднимать закладки приезжают преимущественно на такси, к тому же не местного люди сразу видят. «Машин было настолько много, что поток можно сравнить с поездкой за продуктами в гипермаркет», - говорит Дмитрий. Жители обратились к самому высокому руководству полиции за помощью. Там выделили оперативников наркоотдела и началась совместная работа по поимке преступников. «Оперативную» информацию предоставляли в том числе и местные жители. В группе в мессенджере они писали, где видели человека поднимающего закладки.

«Начала проводить рейды народная дружина, в которую я собирал отслуживших ребят и бывших сотрудников полиции, в свое время я тоже служил в МВД, - рассказывает Дмитрий Климчук. - Можно сказать, что мы оснащены лучше, чем полиция, у нас есть даже квадрокоптеры. Совместными усилиями ловили закладчиков, «копальщиков» и надолго от них избавились. С этого года подобные случаи снова происходят. Теперь мы обращаемся не к руководству МВД, а напрямую в местное РУВД, где нам выделяют оперативников. Но сейчас наркоманы переместились в нейтральную зону между Трусовским районом города и Наримановским районом области. Работать стало сложнее, потому что не понятно в какую полицию обращаться – то ли в трусовскую, то ли в наримановскую».

То, что местные жители глядят в оба, мы убедились на собственном опыте. Стоило нам остановиться недалеко от берега и подойти к ерику, тут же подошел мужчина рокерского вида. Ему тоже приходилось ходить в рейды с дружиной и ловить наркоманов. Но увидев вместе с нами Дмитрия сразу успокоился.

Чей мост - ничей

Из ерика Дарма вытекает речка Яблонька, протяженностью километров 40 (но о ней мы расскажем позже, там своя, отдельная история). Давным-давно, еще в советское время, в месте истока речки появился мостик, который можно сказать разъединил два водных потока. У всего, что приносит прибыль, владелец всегда найдется, но этот мост в список выгодных объектов не входит, поэтому остался никому не нужен. В советские времена вопросом, у кого он на балансе, никто не задавался, сейчас – другое дело. Ведь мост нужно содержать, ремонтировать. 


И тут происходит казусная ситуация: «Ни в одном плане этого моста нет. Но дорогу, которая идет по нему, на баланс поставить все-таки удалось в позапрошлом году. Чтобы узаконить мост и передать его на баланс, нужно чтобы он был правильный. То есть, у него должна быть труба проходного сечения, через который вода идет из Дармы в Яблоньку, и он не должен быть в аварийном состоянии», - говорит председатель поселка. Но и с тем, и с другим проблема.

И тут мы опять возвращаемся к вопросу, кто построил мост, вернее сделал насыпь, которая им стала? Его историю помнят только старожилы. Возвели его в 60-х годах прошлого века. До этого на его месте был деревянный мостик, его сваи часто гнили, их приходилось менять каждые пять-семь лет. Тогда-то председатель поселка и решил сделать насыпь с грунтовой дорогой. По ней техника могла спокойно ездить к расположенному рядом подсобному хозяйству облисполкома.

Этим одну проблему решили, но создали другую. И тут стоит рассказать небольшую предысторию. В то самое советское время, которое сейчас многие не любят вспоминать, речка Яблонька была судоходной, а ниже по течению стояли рыбные промыслы. 


«Рыбу на ней солили еще во времена революции. А в 60-х годах она стала неожиданно мелеть, почему – не знаю. А когда на Дарме поставили шлюзы, вода в ерике и реке стала заиливаться. Потому что вода заходит и не уходит, процесса промывки нет. Это первая причина обмеления. Во вторых: раньше на пороге (откуда вытекает река) глубина была шесть метров, сейчас – три. Один год шлюзы открыли, вода зашла и шлюзы закрыли. Люди стали бить тревогу, потому что дальше по течению находится железная дорога, образовавшиеся полои стали подмачивать глиняную насыпь железной дороги. Из-за этого может даже произойти авария с цистернами», - рассказал «Блокноту» местный житель, тот, что из старожил. 


Мужчина говорит, что вода должна не только зайти, но и уходить, иначе образуется тина, вредная для сельскохозяйственных животных.

«Закрываются шлюзы и малек остается на полях. Поэтому шлюз нужно закрывать, когда вода пришла, а недели через две-три открывать. Тогда и малек будет уходить в Волгу. Раньше так и делали, поэтому еще в 80-х годах в ерике встречались осетры. А сейчас этого не происходит, мальки не успевают «скатываться», это же экологическая катастрофа», - продолжает наш собеседник, вспоминая, что раньше из ерика до ерика и можно было дойти до взморья.

О том, в каком сейчас состоянии Дарма и Яблонька, рассказывать можно много. Чтобы наполнить водой некогда судоходную Яблоньку, есть, как минимум два выхода: установить между двумя протоками под мостом трубу большего диаметра или снести мост, который все равно ни у кого на балансе не значится, да еще и в неудовлетворительном состоянии. 


Но второй вариант можно смело отметать и дело не только в том, что люди лишатся привычного пути следования. После того, как дорогу, проходящую по мосту поставили на баланс, делать с ним ничего нельзя. 


Но будут ли заниматься спасением Яблоньки – большой вопрос. Дело в том, говорит Дмитрий Климчук, что недавно речушку убрали из реестров и теперь ее, как и моста, не существует.

Леди-бомж

Пока Дмитрий Климчук рассказывал о проблемах моста, реки, ерика, рыбы, к нам подошла колоритная женщина: маленькая, худая, в руках пустые пятилитровые бутылки, на голове седая кучерявая шевелюра. Она как будто из сказки про потусторонние силы русского фольклора. Местная жительница жалуется председателю на какую-то собаку, которая докучает женщине.

Оказывается, что женщина сама держит в страхе соседей. Еще в девяностые она приехала в Астрахань из Волгоградской области, сошлась с местным, устроилась работать к частнику, который содержал свинарник. Не отказывалась женщина от спиртного и в итоге оказалась на улице и без мужа. Жить где-то надо, поэтому она поселилась в крохотном сарае одного из дворов со сгоревшим домом. Собственник участка находится где-то в России, сюда не приезжает и о том, что происходит на его земле то ли не знает, то ли махнул на это рукой. 


К слову, судьба мужа сложилась не лучше. Он тоже оказался на улице, пригрелся в кого-то из местных и иногда получает от них тумаков. Зимой ему даже вызывали скорую помощь.

Свое вынужденное жилище местная жительница закрывает на замок, хотя все самое «ценное» у нее хранится прямо на улице. Тут то мы и подбираемся к теме, почему соседи опасаются женщину. Практически каждый день она берет старую кем-то выброшенную детскую коляску и на ней отправляется на окраину Астрахани. 


Там, на свалках, она собирает выброшенные вещи, мебель, посуду и даже офисную технику. Все это женщина везет в Морской к своему жилищу, где уже образовалась настоящая свалка, которая видна из космоса. Среди этого хлама астраханка организовала полевую кухню, туалетный столик с зеркалом. Однажды там уже происходил пожар, его во время потушили, успеют ли второй раз в случае чего – не известно. 


«Местные жители боятся не только пожара, но и инфекции, которая может появиться на свалке. Ранее мы уже вывозили весь мусор, но женщина опять его приносила. Собственника участка уведомляли о происходящем, но он не реагирует, - рассказывает Дмитрий Климчук. – Мы ей предлагали достроить дом, который уже практически возведен, и в нем жить. Женщина постоянно соглашается, но в итоге ничего не делает. Видимо ей нравится так жить».

- Сколько вам лет, - спрашиваем у виновницы происходящего?

- А вы сколько дадите? спрашивает она кокетливо, потом все же признается – 58 лет.

- А родные у вас есть?

- Отец давно умер, оставалась только мачеха. Одно время я пыталась кого-то найти, но не получилось.

В органы соцзащиты бездомная не обращается, говорит, что ее там «запрут и не будут выпускать».

Вам тут не место или место тут не вам?

Импортозамещение, поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие агрокомплекса – последние несколько лет об этом говорят особенно много. На деле все оказывается не так хорошо, как на словах в высоких кабинетах. В этом убедился предприниматель, который разместил четыре огромные теплицы прямо за Морским.

В 2018 году новоиспеченный пенсионер решил попробовать себя в небольшом агробизнесе, для чего приобрел два гектара земли. Когда-то, в 1983 году участки образовались в качестве паев ТО «Кучергановка». Бывшая собственница выкупила эти паи и приватизировала их, а потом продала их фермеру. «Дядя купил эту землю законно, через Росреестр, все проверки прошли. Уже через месяц началось строительство теплиц. За свой счет мы провели сюда 250 метров линии электропередачи, поставили столбы для проводов, провели 150 метров водопровода», - говорит Армен Гамбарян. 


Достаточного агрономического опыта у владельца земли и его родственников-помощников не было, поэтому, пока поняли что да как, шишек на свои лбы набили не мало. Опытным путем они поняли, какую рассаду лучше использовать, как и когда сажать, как лучше поливать. Постепенно из одной теплицы выросло четыре. Все оборудовали системой вентиляции, капельным орошением, за 200 тысяч рублей купили сеялку. Еще 200 потратили на земляные работы, чтобы разровнять участок и сделать его пригодным для строительства теплиц. Стали выращивать помидоры, огурцы, зелень, редиску. Пока задействовали только половину земли, но уже вложили около восьми-девяти миллионов рублей. 


А тут еще то ураган, который порвал пленку одной из теплиц, нанеся урон тысяч на 80, то коровы, которые съели почти пять тонн картошки (да, это те самые 40 коров, которые покушаются на молодую рощу в Морском). «Мы картошку купили, чтобы засеять ею свободную землю. Сложили ее в мешках возле теплиц, утром приходим, мешки порваны, а пять тонн картошки нет. Если бы вместе с мешками пропала, понятное дело – украли, а так все разорвано, часть клубней помята», - рассказывает Армен Гамбарян.


Несмотря на неприятности, в ближайших планах было расширяться – строить дополнительные теплицы, сажать голубику, уже даже договаривались о закупке саженцев в Подмосковье. Но все тормознулось… Если нашествие коров предприниматель пережить смог, то перед судами может не выстоять.

«В 2021 году администрация нам сказала, что земля не наша. На нас подали в Наримановский районный суд, так как у нас адрес тоже наримановский. Суд определил, что земля наша. Тогда администрация подала на апелляцию в областной суд, который решил, что земля относится к городу», - наш собеседник.

Суть проблемы объясним на пальцах: когда предприниматель приобрел землю, она, по его словам, имела наримановский адрес, то есть относилась к району. Потом администрация через суд добилась того, что земля стала относиться к территории города. Предприниматель не возражал против этого, по словам его племянников, они просто не знали, какие последствия это может иметь, фермеры просто хотели выращивать свои огурцы и помидоры. Но данное решение имело фатальные последствия. Дело в том, что городская земля не может использоваться в качестве сельскохозяйственной.


Взамен предпринимателю вместе с теплицами предлагают переехать на другой участок. «Нам предложили восемь вариантов в Наримановском районе. На двух предложенных участках паводок: там камыши и когда вода поднимается, весь участок заливает водой. Для теплиц нужно электричество, вода. Но ни к одному из предложенных участков не проведены свет и водоснабжение. Ни один из восьми предложенных вариантов негодный», - говорит Армен Гамбарян. Сколько придется потратить на подведение коммуникаций к участку, расположенному в нескольких километрах от Морского, аграрии даже боятся представить. Тем более, что к одному они уже все провели.

«Эти теплицы обеспечивают работой жителей поселка, тут люди могут покупать вкусные овощи. Если предприниматели уйдут, то Морской лишится многого», - резюмирует Дмитрий Климчук. 




Новости на Блoкнoт-Астрахань

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.

Подписаться

  Тема: ЭКСКЛЮЗИВ   
поселок морскойадминистрация Астраханиумвднаркотикирека ДармаЯблонькатосдмитрий климчук
0
0